22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский. Поэзия Тютчева – это «поэзия мысли».
Проф. Р. Лужный писал, что именно «мировоззренческие» стихотворения как типичные тютчевские, в которых отобразилась теологическая точка зрения на то, что происходит в мире и в человеке, определяла Тютчева как поэта-философа.
Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль «никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». В полной мере эта особенность его лирики сказалась в стихах «Видение», «Как океан объемлет шар земной...», «День и ночь» и др.
Поэт до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России. Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.
При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранённость, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.
Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.
Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.
Выделим основные мотивы философской лирики Тютчева на примере стихотворений «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!»:
-
Тема рока. Поэта преследуют вопрос, что управляет жизнью человека? В стихотворениях представлена, как воля высшая, так и воля личная. Для Тютчева цикличность – конец одного всегда начало другого. Часто встречается также мотив ограниченности человеческого сознания.
-
Тема жизни и смерти, мига и вечности. Здесь заметны такие идеи, как: что истинно – то вечно, также мотив цикличности и вечного движения.
-
Тема двойственности, двоемирия. Для Тютчева это самое важное. Тьма и свет, земля и небо, вера и безверия сталкиваются в его стихотворениях.
-
Тема хаоса и космоса также характерна для лирики тютчева, она тесно связана с идеей двоемирия, дуализма. По Тютчеву человек находится между небом и землей, добром и злом, жизнью и смертью, днём и ночью, из чего следует, что человек – связующее звено между этими противоположностями. Теме хаоса и космоса сопутсвуют также мотивы тьмы и света, гармонии и дисгармонии, молчания, сна, видения, сотворения мира, образы покрова, океана, шара земного, небесного свода, ночи звёзд. Музыки, проводников (челна или колесницы).
-
Помимо этого характерны мотивы: одиночества, смирения, невыразимости.
В пейзажной лирике Тютчева человек и природа едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия («Волна и дума»).
Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения. Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.
Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева
Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность («Умом Россию не понять»).
По мнению Ю.Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева – это продукт разложения объемных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIIІ века. Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода.
Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».
От архаического стиля XVIII в. поэзия Тютчева унаследовала ораторские зачины («Не то, что мните вы, природа», «Нет, мера есть долготерпенью» и т.п.), учительские интонации и вопросы-обращения, многосложные («благовонный», «широколиственно») и составные эпитеты («пасмурно-багровый», «огненно-живой» и т.п.).
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.