logo
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности

Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский. Поэзия Тютчева – это «поэзия мысли».

Проф. Р. Лужный писал, что именно «мировоззренческие» стихотворения как типичные тютчевские, в которых отобразилась теологическая точка зрения на то, что происходит в мире и в человеке, определяла Тютчева как поэта-философа.

Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль «никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». В полной мере эта особенность его лирики сказалась в стихах «Видение», «Как океан объемлет шар земной...», «День и ночь» и др.

Поэт до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России. Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранённость, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.

Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

Выделим основные мотивы философской лирики Тютчева на примере стихотворений «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!»:

  1. Тема рока. Поэта преследуют вопрос, что управляет жизнью человека? В стихотворениях представлена, как воля высшая, так и воля личная. Для Тютчева цикличность – конец одного всегда начало другого. Часто встречается также мотив ограниченности человеческого сознания.

  2. Тема жизни и смерти, мига и вечности. Здесь заметны такие идеи, как: что истинно – то вечно, также мотив цикличности и вечного движения.

  3. Тема двойственности, двоемирия. Для Тютчева это самое важное. Тьма и свет, земля и небо, вера и безверия сталкиваются в его стихотворениях.

  4. Тема хаоса и космоса также характерна для лирики тютчева, она тесно связана с идеей двоемирия, дуализма. По Тютчеву человек находится между небом и землей, добром и злом, жизнью и смертью, днём и ночью, из чего следует, что человек – связующее звено между этими противоположностями. Теме хаоса и космоса сопутсвуют также мотивы тьмы и света, гармонии и дисгармонии, молчания, сна, видения, сотворения мира, образы покрова, океана, шара земного, небесного свода, ночи звёзд. Музыки, проводников (челна или колесницы).

  5. Помимо этого характерны мотивы: одиночества, смирения, невыразимости.

В пейзажной лирике Тютчева человек и природа едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия («Волна и дума»). 

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения. Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева 

Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность («Умом Россию не понять»).

По мнению Ю.Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева – это продукт разложения объемных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIIІ века. Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода.

Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».

От архаического стиля XVIII в. поэзия Тютчева унаследовала ораторские зачины («Не то, что мните вы, природа», «Нет, мера есть долготерпенью» и т.п.), учительские интонации и вопросы-обращения, многосложные («благовонный», «широколиственно») и составные эпитеты («пасмурно-багровый», «огненно-живой» и т.п.).