12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
Есть основания утверждать, что не только «Тамань», но и «Фаталист» был написан вне связи с замыслом «Героя нашего времени» и до его возникновения. Эта новелла, выросшая, как показал И. Андроников, из того же наброска 1837 г., что и «Тамань», была второй из первоначально задуманного, видимо, самостоятельного цикла «кавказских повестей». Поэта увлекли жанровые перспективы, возможность синтеза реалистического путевого очерка, записок с остросюжетной романтической повестью и новеллой. Во второй половине 1838 г. эти два параллельных потока творческих планов, возможно, уже слились воедино в замысле нового романа. Он должен был объединить в себе жанровые возможности очерка-новеллы, вновь открытые в «Тамани» и «Фаталисте», и психологической повести, ранее разрабатывавшейся в «Княгине Лиговской». Самая ранняя редакция состояла, вероятнее всего, из трех относительно самостоятельных и чрезвычайно своеобразных по жанру и методу произведений: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери». В марте 1839 г. поэт опубликовал в «Отечественных записках» «Бэлу» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе». 5 августа 1839 г. он закончил работу над поэмой «Мцыри» и примерно в это же время начал интенсивно готовить свой роман к печати.Дорабатывая текст, он существенно изменил и состав романа, включив в него новеллу «Фаталист». На обложке тетради Лермонтов написал название романа – «Один из героев нашего века». Это и была вторая его редакция. Переписывая «Фаталиста» в тетрадь, Лермонтов ввел упоминание фамилии Печорина (которая первоначально в рукописи «Фаталиста» отсутствовала) и приписал концовку, не связанную с новеллой сюжетно, но зато возвращавшую Печорина в крепость и вновь ставившую рядом с ним фигуру Максима Максимыча (что еще раз подтверждает более позднее включение новеллы в роман). Вторая редакция романа относится к августу – сентябрю 1839 г. Она состояла из двух повестей и двух новелл. Роман и здесь естественно делился на две части: записки офицера-повествователя и записки героя. Части по сравнению с первой редакцией стали более уравновешенными, зеркально отражающими друг друга. Первая часть состояла из повести и рассказа («Бэла», «Максим Максимыч»), вторая – из рассказа и повести («Фаталист», «Княжна Мери»). Образ Печорина обрел объемность и глубину изображения в трех аспектах – внешнем, психологическом и социально-философском. Вплотную занявшись подготовкой романа к отдельному изданию в конце 1839 г., Лермонтов снова вносит в него немало изменений. Представление о них дает сопоставление рукописи «Одного из героев нашего века» с печатным текстом «Героя нашего времени». Только на этой, заключительной стадии создания романа поэт ввел в него «Тамань. Включение в роман «Тамани» с Печориным в качестве героя раскрывало дополнительно некоторые грани его характера и судьбы. В третьей редакции появилось название записок героя – «Журнал Печорина». Вычеркнув концовку «Максима Максимыча», поэт взамен ее написал отдельное предисловие к «Журналу».
В третьей редакции роман разросся до шести «глав», включая и «Предисловие» к «Журналу Печорина», которое еще Белинский, учитывая его значимость, называл «родом главы романа». В этой редакции поэт обозначил деление романа на две части, что лишь подразумевалось в первых двух редакциях. К последней стадии творческого процесса относится окончательное определение названия – «Герой нашего времени». Касаясь вопроса об эволюции названия романа, в частности заглавия «Один из героев нашего времени», Б. М. Эйхенбаум делал ошибочный вывод: якобы этим названием поэт хотел подчеркнуть, что Печорин – «не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком». Итак, последним, итоговым этапом в создании романа явилась третья редакция, получившая значительное и емкое название. Примерно в декабре 1839 г., сдавая роман в печать, Лермонтов отдал А. А. Краевскому и рукопись «Тамани», которая появилась во второй книжке «Отечественных записок» в середине февраля 1840 г. В феврале было получено цензурное разрешение и на выпуск романа. В апреле 1840 г. книга поступила в продажу, разойдясь в короткий срок. Через год роман вышел вторым изданием. В нем было напечатано предисловие к роману в целом, написанное Лермонтовым, видимо, в феврале 1841 г., в его последний приезд в Петербург из ссылки.
История создания
• Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. • В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг. |
Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2) 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11) 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
Сюжет и композиция
• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. • Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий. |
Как повести располагаются в романе | Хронологическая последовательность |
«Бэла» | «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла» |
«Максим Максимыч» | «Фаталист» |
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист» | «Максим Максимыч» |
? Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий, ? Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». ? Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. ? Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. |
Романтизм и реализм противостоят друг другу, подчеркивая важнейший психологический конфликт произведения. Реализм складывался и оттачивался в глубинах романтизма.
1. Повесть «Бэла» строится в строгом соответствии с законами романтизма. Романтический пейзаж предваряет бурные и загадочные события. Главный герой противостоит окружающему миру: он ищет неземной любви, его мятущаяся душа, родственная стихиям, протестует против условностей общества. Мироощущение героя глубоко и трагично, и это дает ему право переступать человеческие законы - романтик не подчиняется норме, принятой у обыкновенных людей. Загадочность Печорина, его трагическое одиночество, бесстрашие и несгибаемая воля.
2. В повести «Максим Максимыч» отчетливее проступает контраст романтизма и реализма. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но автор воспринимает его вполне реалистически. Герой переживает душевный кризис, в изображении которого проявляется мастерство автора. Образ Печорина романтичен (одиночество, страдание, разочарованность, индивидуализм и т. п.), но изображен он исторически конкретно. Автор приближается к реализму, противопоставляя своему разочарованному герою положительного человека из народа. Нравственная безупречность Максима Максимыча.
III. «Тамань» Двуплавность восприятия пейзажа: в деталях он зрим, точен и реалистичен; но вместе с тем, символизируя печоринские порывы в образах моря, паруса, автор отражает романтические мотивы. Уподобление Печорина людям, чья стихия беспощадное и бурное море: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига...» Безрассудная храбрость и романтическое мироощущение героя приводят его к разочарованию.
IV. Повесть «Княжна Мери» Возвышенно-романтическое начало дневника отражает страстное влечение героя к природе. Природа необходима ему как воплощение свободы - заветного романтического идеала, как возможность полного раскрепощения личности.Романтизм высоко ценит выражение подлинно человеческого во всем, даже в пороке; он далек от обыденной морали, пассивного существования, чуждого страстям, сомнениям, порывам. Романтизм как метод исследования души героя исчерпал себя, потому что самопознание Печорина представляет собой деятельность холодного разума, ищущего истину. Романтический герой Лермонтова приобретает реалистические черты.
V. В романе «Герой нашего времени» гармонично сочетаются романтизм и реализм. Проблематика романа повлияла на художественную систему Лермонтова, который пришел к реалистическому принципу изображения жизни. В творчестве Лермонтова отражается взаимное обогащение двух методов.
Григорий Печорин | Главный герой романа. Молодой аристократ. Его родители были очень состоятельными людьми и оставили своему сыну значительное наследство. Григорий все время жил безбедно. Он был завсегдатаем театров и званых обедов. Печорин отличается красивой, привлекательной внешностью. Он пользуется спросом у женщин, но при этом женщины мало интересуют Печорина – они кажется молодому человеку однотипными и неинтересными. Григорий служит в гвардейском полку, но из-за участия в дуэли был переведен, в качестве наказания, на Кавказ. По своей сути, Печорин, порой непреднамеренно, становится разрушительной силой в жизни многих людей. |
Максим Максимович | Старый офицер. На момент повествования ему около 50 лет. Максим Максимович долгое время служит на Кавказе и за это время выучил местный язык и традиции. Максим Максимович – необычный человек – он умудряется найти общий язык со всеми окружающими, даже с разбойником Казбичем. Максим Максимович много лет не пьет спиртного и умеет хорошо готовить. Он очень эмоциональный человек – Максим Максимович не стесняется проявлять публично свои истинные чувства, а трогательные истории или ситуации и вовсе могут заставить его расплакаться. |
Бэла | Юная дочка татарского князя. На момент повествования ей 16 лет. Это удивительно красивая девушка. Всю свою жизнь она прожила в ауле на Кавказе. Бэла восхитительно поет и танцует, а также хорошо вышивает. Печорин влюбляется в Бэлу, это чувство оказывается взаимным, но счастливого конца не имеет – Печорин решается украсть девушку – Бэла не испытывает радости от этого, она понимает, что в руках Печорина она всего лишь игрушка. Долгое время Бэла плачет, чем убивает любовь Печорина по отношению к себе. Бэла была убита Казбичем. |
Грушницкий | Сослуживец Григория. Это молодой юноша из глубинки – его родители дворяне, они владеют деревней на периферии страны. Грушницкий завидует богатству и праздной жизни Печорина – Грушницкому в жизни все достается не так легко, как Печорину. Он существенно проигрывает Печорину в любой сфере деятельности и это гложет молодого человека. Он решается оклеветать Григория и разорвать возникший гордиев узел в их отношениях на дуэли. Печорин раскрывает обман Грушницкого с незаряженным пистолетом на дуэли и после убивает «своего друга». |
Мария Лиговская (княжна Мери) | Молодая девушка. Вероятно, что на период повествования ей около 16 лет. Мари обладает приятной внешностью и стройной фигурой. Это образованная девушка. Она знает французский и английский, превосходно танцует. Мари обладает романтическим характером, она умеет удачно пошутить. Типично для всех девушек, Мари капризна и жеманна, что определенно отталкивает . |
Вера | Петербуржская любовь Печорина. Судя по намекам, Печорин был влюблен в эту женщину раньше, и вполне вероятно, это единственная любовь молодого аристократа. Их встреча в Пятигорске и Кисловодске стала неожиданностью – женщина приехала сюда лечиться от изматывающей ее болезни. Былые чувства молодых людей вновь воспламеняются, но положительного результата не приносят. Печорин заставляет Веру ревновать и мучится, ухаживая за княжной Мери. Влюбленная Вера, все равно печется о Печорине и переживает за исход его дуэли с Грушницким. Не выдержав моральных переживаний, Вера признается в своих чувствах мужу и тот принимает решение увезти женщину. |
Доктор Вернер | Бедный 40летний военный врач. Некоторое время он имел практику в Москве. Доктор Вернер подрабатывает «на водах» – он лечит богатых людей, однако много денег это ему не приносит – он так и остается бедным человеком. Доктор – хороший психолог и знаток человеческих душ, особенно женских. Сам же при этом Вернер не спешил жениться, так как считал себя плохим мужем. Окружающие часто называют его Мефистофелем, что невероятно льстит доктору, хотя на людях он показывает при этом другое чувство – огорчение. Доктор выступает в качестве секунданта Печорина на дуэли с Грушницким. |
Казбич | Разбойник, знакомый Максима Максимыча. Казбич давно влюблен в Бэлу, но жениться на девушке не может – у него недостаточно средств, чтобы заплатить калым за девушку. Казбыч торгует баранами и медом, он никогда не торгуется с покупателями и не уступает ничего. Казбич очень любит свою лошадь Карагез – после того, как лошадь была украдена, Казбич был очень огорчен и плакал, как ребенок. Казбич обладает сложным характером – он вспыльчивый и жестокий человек. В отместку он убивает Бэлу и ее отца. |
Азамат | Младший брат Бэлы. На момент повествования ему 15 лет. Несмотря на свой юный возраст, Азамат очень алчный человек. Он очень любит деньги и готов сделать все, чтобы стать богатым. Азамат мечтает о путешествии в горы, но отец, остерегающихся русских, не пускает юношу. Азамат «меняет» коня Казбича на свою сестру и довольный навсегда сбегает из дому. |
Вулич | Офицер, поручик. Серб по национальности. Он верит в то, что все в жизни человека предопределено. Однажды он между военными затевает спор на эту тему, но никто не спешил принять в нем участие. Печорин ради развлечения решает поддержать спор. В результате спора Григорий сказал, что на Вуличе оставила свой отпечаток смерть и скоро офицер умрет. Вулич хладнокровно выстрелил в себя из пистолета, но оружие дало осечку. В это же вечер, Вулича убивает пьяный казак. |
Психологизм
Основы лермонтовского психологизма: подход к внутренней жизни как процессу, интерес не только к эмоциональной, но и к интеллектуальной стороне духовного мира, стремление к глубокому осмыслению самого механизма поведения человека в той или иной обстановке, пристрастие к изображению героя в определенных сюжетных ситуациях, глубокая разработка различных видов интроспекции, тщательное исследование внешних форм выражения душевных движений.
Глубокий интерес к душе человека, скрытым психологическим процессам, привнесенный в искусство романтической традицией, опреде лил во многом основные направления творческой эволюции Лермонтова.
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.