1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
-общечеловеческие и современные темы и проблемы: любовь, тв-во, забвение и бессмертие, соотношение социального и общечеловеческого, дом и родина, жизнь и смерть.
«Бесы», «Элегия» («безумных леи угасшее веселье»), «Мадонна», «Новоселье», «Герой», «Эхо», «Моя родословная», «Клеветникам России», «Когда б не смутное влеченье», «И вновь я посетил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Была пора:наш праздник молодой», «О, нет, мне жизнь не надоела» и т.д.
Исторические размышления – укорененность в отечественной истории. Она обеспечивает человеку устойчивость, причастность к культуре и личное достоинство «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - «на них основано от века по воле Бога самого самостоянье человека, залог величия его».
«К вельможе (1830) – устойчивость культурных интересов, историческая ценность дворянской культуры, ее политическая значимость и эстетическая привлекательность
Женитьба на гончаровой – достижение счастья - Мадонна (1830).
Болдинская осень 1830г
Первые стихотворения отражают мрачные и светлые ожидания и предчувствия Пушкина. «Бесы» (1830) – иносказательно выразилось подавленное душевное состояние Пушкина (образ метели)
Элегия («безумных лет угасшее веселье) – итог прожитой жизни. Настроение горечи, печали, уныния, душевной смуты, невеселые предчувствия: «мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего вонуемое море». Заканчивается ст-е принятием жизни: «но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
Усиление обобщающего и философ. начал. Стремление понять смысл жизни «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»: «я понять тебя (жизнь) хочу, смысла я в тебе ищу»
Изменения исторических воззрений: не всякое истор. движение ценно, а только то, которое человечно или имеет человечность своей целью. Гуманность – мера истор. процесса («Герой» (1830).
Изменения душевного состояния. «Не дай мне бог сойти с ума» (1833) – развивается тема безумия («не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох сума, нет, легче труд и глад»).
«Осень» (1833) – полнота творческих сил (унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…)
Мотивы бури, покоя и счастья. За предлами дома, семейного очага он уже отчаивается найти счастье. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» (1834) – итог ранее прожитой жизни. Поэт хочет уединиться в деревне, обрасти душевный покой в семье. Семейные радости, душевный покой, личная свобода и творческое вдохновение – вот истинные ценности.
Обращение к любви и красоте. «Красавица» - предмет личного переживания – красота женщины, приобретающая самодовлеющее значение. Она не сопряжена с чувством любви. «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…», «Когда б не смутное влеченье…»
Тема лицейских годовщин становится мрачнее («Чем чаще празднует лицей», «Была пора: наш праздник молодой…».
Программные стихотворения, в основу которых положено раздумье про себя и для себя, представляющее собой выхваченный из потока мыслей и переживаний внутренний лирический монолог. «Вновь я посетил», «Когда за городом задумчив я брожу», «странник», «я памятник себе воздвиг».
Философско-религиозные произведения
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.