4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
Большой круг произведений, написанных на Юге, не представлял собой механической суммы разнорозненных текстов, а отличался единством. Связующим стержнем служил образ автора. Образ этот, возникая из произведений поэта, сложно переплетался с фактами его жизни, стилизованной в романтическом духе и, с одной стороны, делаясь достоянием читателей, влиял на то, как они воспринимали новые пушкинские тексты, а с другой – оказывал обратное воздействие на поведение самого автора.
Основной чертой этого образа было «поэт-беглец» или «поэт-изгнанник». В известном смысле «беглец», добровольно покинувший родину, и «изгнанник», принуждённый её оставить насильственно, в этой системе идей выглядели как синонимы. Характерно, что в поэме «Цыгане» даже медведь, которого на цепи водит Алеко, назван «беглец родной берлоги», хотя он, очевидно, в романтической терминологии должен был бы быть назван узником. Однако между этими двумя идеями-образами было и известное различие, и они по-разному влияли на биографическую реальность и её трактовку.
Образ поэта-беглеца после «Путешествия Чайльд-Гарольда» Байрона сделался одной из ведущих тем европейского романтизма. Он был удобен, поскольку вписывался в антитезу «неволи душных городов», замкнутого мира рабства и цивилизации и вольного простора диких степей, безграничной «пустыни мира», по которой странствует романтический герой. Трактовка его как изгнанника и узника влекла за собой прикрепление к определённому месту заточения, превращения из «героя движения» в «героя неподвижности», что противоречило поэтике романтизма. Не случайно, если тема тюрьмы входит в биографию романтического героя, то всегда в связи с мотивом побега или жаждой его.
Образ беглеца связывался с темой разочарования. Оставив на родине сердце и душевную свежесть, герой бежит из ставшего тюрьмой родного дома и перестаёт тосковать по нему.
Образы узника, беглеца, изгнанника сконцентрированы в художественных произведениях Пушкина. Но они отделяются от конкретных стихотворений, проникают в письма, посылаемые им на север, а, видимо, и в разговоры и, обволакивая поэта определённым образным покрывалом, стилизуют его личность и судьбу в глазах современников.
В создаваемый Пушкиным тип поэтической личности существенной частью входил мотив вечной, утаённой, не получившей ответа любви. Тема утаённой любви звучит в поэме «Бахчисарайский фонтан»
В августе 1820г Пушкин принимается за работу над поэмой «Кавказский пленник». В нём А. С. Пушкин хотел изобразить характерные черты молодёжи XIX века, особенности её духовного облика и психического склада.
Непосредственным «образцом» для «Кавказского пленника» послужила первая из поэм Байрона – «Паломничество Чайльд Гарольда». Основное, что наследует Пленник от образа Чайльд Гарольда, - это разочарованность и изгнанничество.
В отличие от Чайльд Гарольда, Пленник не только жертва порочного общества, но и носитель едва ли не самой страшной нравственной болезни этого презираемого им общества – эгоистической чёрствости, «охлаждённости» чувств, равнодушия ко всему, кроме своих собственных страданий, воспоминаний и разочарований. «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту старость души, сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века»,- писал Пушкин.
Герой поэмы – «отступник» света. Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – свобода и независимость.
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.