logo search
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...»

Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.

Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и «Альпийские стрелки») был написан для кинофильма «Вертикаль», как и «Вершина», «Песня о друге», «Прощание с горами» и другие.

Произведение переносит нас в далекие сороковые годы — годы Великой Отечественной войны. Действие происходит в горах. Сюжет разворачивается динамично.

Уже первая строфа «Мерцал закат, как блеск клинка» вво­дит в военную тему. Метафора «Свою добычу смерть счита­ла» передает атмосферу экстремальных условий, в которых ведутся военные действия.

Горы в творчестве B.C. Высоцкого — устойчивый сим­вол, символ преодоления жизненных невзгод, то художест­венное пространство, на фоне которого лучше всего раскры­вается человеческий характер, проверяются такие понятия, как дружба, взаимовыручка, да и просто элементарная чело­веческая порядочность. Однако в этом стихотворении опи­сывается не спортивное альпинистское восхождение, совер­шаемое с целью испытать себя. Для взвода наших войск отхол по перевалу — единственная возможность выжить и подготовиться к следующему бою. Солдаты верят, что горы помогут им победить, ведь они воюют на своей земле. В этом смысле горы выступают как своеобразный оберег. По-военному четко звучит припев: «Отставить разговоры. Впе­ред и вверх...».

Второй куплет песни переносит читателя в довоенное вре­мя, когда немецкий парень вместе с нашим покоряли верши­ны. Тогда они шли в одной связке («Он падал вниз, но был спасен»). А теперь (во время войны), может быть, он «свой ав­томат готовит к бою».

В третьем куплете противопоставлены по настроению на­ши бойцы и альпийские стрелки — захватчики. Среди первых царит воодушевленная решимость ринуться в бой, а вторые «что-то не в ударе». B.C. Высоцкий метко подчеркивает, что стрелки из «Эдельвейс» внутренне понимают, на чьей стороне правда. Многим из них совершенно не нужна навязанная Гит­лером война, и это сказывается и на их настрое, и на отноше­нии к ним гор, которые покровительствуют нашим бойцам по праву справедливости.

Для пришедших на нашу землю врагов действует иной ко­декс чести, чем для туристов-альпинистов, некогда приезжав­ших с миром и дружбой. Стрелков будут безжалостно убивать и сбрасывать с перевала.

Мастерство B.C. Высоцкого в этом стихотворении состоит в том, что он показывает войну через мысли и переживания самих бойцов. И моральные мучения и тревоги оказываются при этом не менее тяжелыми, чем физические. Ведь совсем не просто выстрелить в солдат противника, зная, что среди них находится твой недавний товарищ, с которым ты покорял вершины этих же гор в одной связке.

Цикл песен B.C. Высоцкого, написанный для кинофильма «Вертикаль», представляет собой школу мужества, аккумули­рует те нравственные ценности, которые поэт завещал свято беречь потомкам. А баталии Великой Отечественной войны воспринимаются B.C. Высоцким как самые настоящие уроки мужества и героизма.