logo
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Первый лед»

Стихотворение А.А. Вознесенского «Первый лед» — не­большая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «пер­вый лед». На протяжении развития сюжета этот образ пере­осмысливается. Сначала он воспринимается как обычное по­годное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лири­ческой героини через ледяные нотки в голосе любимого, ко­торые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логи­ческой ноте: «Мерзлый след на щеках блестит — Первый лед от людских обид».

Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней жен­ского начала, потребности любить и быть любимой.

В стихотворении много назывных предложений, что при­дает сюжету определенную недосказанность, фрагментар­ность. Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце авто­ра, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды — суровой правды жизни.

Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна ав­торская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогатель­ное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочаро­ваний может быть много на жизненном пути.

Стихотворение заставляет вспомнить о ценности довери­тельных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.

«Елка»

Стихотворение А.А. Вознесенского «Елка» отличает празд­ничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожида­ния чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с лю­бовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: «Любовь всегда—кануны. В ней — Новый год души».

Автор считает, что елка современной эпохи похожа немного на ракету: у нее реактивные крылья и огненные шары. На фоне новогоднего праздника рисуется лирическая героиня — девчонка с мандолиной и рыжей челкой, похожей на кожуру мандарина.

Праздничная атмосфера, устремленность в будущее под­черкивается восклицательной интонацией, назывными пред­ложениями, звуковыми повторами («буйство» — «будущее» — «бусы» (аллитерация «б»). В стихотворении есть интерес­ные находки в области рифмы («пророчатся» — «непорочно­сти», «с мандолиной» — «мандарином», «журя» — «кожура», «буйство» — «в бусах»).

Воплощая тему обновления в канун новогодних праздни­ков, когда все люди загадывают желания и пытаются хоть на миг заглянуть в будущее, узнать, что ожидает в следующем году, А.А. Вознесенский стремится и форму произведения сделать новаторской. Отсюда обилие риторических вопросов, необычный ритмический рисунок, неполные предложения. Сюжет стихотворения развивается динамично. Однако наряду с оригинальными творческими находками в произведении имеются и явные просчеты. Например, если мандарины — традиционный атрибут убранства праздничного стола, то об­раз мандолины явно нужен Вознесенскому только для звуко­вой игры ( «с мандолиной» — «мандарином»). На фонетиче­ском уровне восприятия текста эта рифма действительно выглядит творческой удачей, настоящей находкой. А вот в об­разном плане мандолина явно выбивается из контекста. Ведь это не слишком популярный в молодежной среде инструмент. Обычно в компаниях в качестве аккомпанемента используется гитара. Образ мандолины мог привнести в новогоднее стихо­творение тему карнавала, но тогда он должен быть подкреп­лен другими (например, масками и карнавальными костюма­ми). А.А. Вознесенский в своем воображении добавляет по­следние штрихи и детали. Его поэтические зарисовки пронизаны духом творческой фантазии и эксперимента.