logo
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Деревня»

Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаиче­ских произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века.

В центре повести — судьба двух братьев Красовых: Тихона и Кузьмы. Оба они потомки крепостных. Однако в новых эконо­мических условиях Тихон, человек с волевым характером, быст­ро пошел в гору и выкупил то самое имение, хозяин которого ко­гда-то затравил борзыми его прадеда. Став владельцем Дурновки (говорящее название деревни напоминает о нелепостях и контра­стах русской жизни в целом), Тихон Ильич показал себя власт­ным хозяином: «Ястребом следил за каждой пядью земли».

Через описание жизнг- братьев Красовых и других героев повести вырисовывается панорамная картина быта и нравов русского народа: кругом царят нищета, суеверия, ходят слухи о предстоящих бунтах. Однако Бунин, как известно, был про­тивником социальных революций и всеми силами старался примирить интересы барина и мужика, полагая, что жизнь за­житочного крестьянина и обедневшего дворянина в России примерно одинакова.

Неустроенность русской жизни ярко подчеркивает в повес­ти интерьер. В доме Тихона Ильича лежит в прихожей грязная тяжелая попона, а два больших дивана переполнены живыми и раздавленными высохшими клопами. Что же говорить об избе бедного крестьянина, которую описывает И.А. Бунин на при­мере жилища Серого, где нет света, люди живут в одном поме­щении со скотиной, а посреди избы корчится в люльке от крика голодный младенец.

Брат Тихона Кузьма — человек менее практичный. По убеждениям он анархист, пишет стихи. Передавая ему управ­ление имением, Тихон думает: «Ненадежен брат, пустой, ка­жись, человек, ну да покуда сойдет!»

В спорах Кузьмы и Балашкина И.А. Бунин пытается во­плотить полемику о русском народе.

Кузьма часто задумывается о том, для чего он живет на свете, и с горечью осознает свое беспросветное одиночество.

Особую роль в повести играет образ Молодой, которую по своей хозяйской прихоти силой взял Тихон Ильич, затем опо­зорили мещане. Этот образ бесправной русской женщины, за­травленной нищетой, тяжелым физическим трудом и неволей.

Изнасиловав Молодую, Тихон Ильич проявляет мнимую заботу о ней. Помогая убраться в мир иной ее первому мужу, жестоко избивавшему женщину, он выдает ее замуж за Дени­ску, посулив богатое приданое. Эта свадьба, по сути, никому не нужна. Молодая — женщина спокойная, хозяйственная. У нее от природы доброе сердце. Об этом свидетельствует ее отно­шение к старенькому Иванушке, которого она ласково, забот­ливо кормит. «Она улыбалась только ему одному», — пишет И.А. Бунин. Сколько же нерастраченных нежных чувств скры­вается в сердце этой женщины, которую не балует судьба.

Узнав о предстоящей свадьбе с Дениской, Молодая снача­ла соглашается на нее, чтобы хоть как-то устроить свою судь­бу. Молодоженам дарят подарки, к свадьбе зарезали свинью. В последний момент Кузьма, отговаривавший Молодую от этого замужества, спрашивает ее: «Может, кинуть всю эту ис­торию?» Однако та чувствует, что отказаться неловко, так как из-за нее уже понесли расходы.

В сцене венчания еще нелепее выглядит эта идея никому не нужной свадьбы. Боль и грусть слышны в словах автора, когда он пишет: «И рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья...».

Авторская тревога за судьбу Молодой в этом неравном браке сопряжена с болью за судьбу России. Деревня Дурновка в повести символизирует, по сути, всю нашу многострадаль­ную страну. А центральные персонажи произведения — бра­тья Красовы — две стороны российской жизни: стремление из деревни в город, а из города в деревню.