logo
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Хорошо!»

Поэма «Хорошо!» — узловое произведение в творчестве В.В. Маяковского. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический порт­рет эпохи. О революции можно написать по-разному: восхва­лять или осуждать ее. Но она есть свершившийся факт рос­сийской истории, кардинально повлиявший на судьбу последующих десятилетий, да и на современную эпоху нельзя не смотреть сквозь призму событий начала XX в., ведь еще живы их последние свидетели и участники.

В.В. Маяковский считал, что будущим поколениям надо знать, как жили их деды и прадеды. Он сумел показать события изнутри, стремился к максимально объективной оценке, хотя и не мог не расставить определенные акценты. Симпатии его, не­сомненно, находятся на стороне большевиков. Автор их не скрывает, но в строках поэмы воплотились не только бравур­ные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика, столкнувшаяся с процессом пе­редела собственности. Прежде всего это кровопролитная граж­данская война. В.В. Маяковский последовательно показывает, как одно трагическое событие влечет за собой другие. Голод, нищета, разруха, холод — вот те проблемы, с которыми столк­нулись люди. В эту смутную эпоху они хлебнули много горя.

Важно, что поэма написана не от лица стороннего наблюда­теля. С судьбой родной земли у В.В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического героя. Он голодает и мерзнет вме­сте со всем народом, но его патриотическое чувство лишь крепнет в испытаниях. Свою нищую, ослабленную войной ро­дину поэт не променяет на сытую, благополучную Америку.

Поэма написана в 1927 г. (к юбилею Октябрьской револю­ции), но каждая ее главка настолько явственно переносит чи­тателя в изображаемый момент исторического развития, что произведение воспринимается как поэтический дневник, еже­годные записи которого пополнялись именно в первые после­революционные годы.

Название произведения отражает итог масштабных социаль­но-экономических преобразований за десятилетие. Первоначаль­но поэма имела трехчастное композиционное членение. Произ­ведение имело заглавие «Октябрь», затем «25 октября 1917».

Главы поэмы были инсценированы для праздничного спектакля, поставленного в октябрьские праздники 1927 года в ленинградском Малом оперном театре.

Поэма В.В. Маяковского «Хорошо!» — своеобразный учеб­ник истории, в котором емким, художественно выразительным языком излагаются реальные факты действительности. По жанру это лиро-эпическая поэма с четко прописанным сюжетом. Мож­но было бы охарактеризовать ее как поэму-хронику.

Каждая эпоха порождает своих героев. В.В. Маяковский в этой связи, конечно, прославляет Ворошилова, Дзержинского,

Подвойского, Антонова, Войкова, Красина, но не обходит вни­манием и имена членов Временного правительства Керенского, Милюкова, Гучкова, Родзянко и предводителей Белой армии Врангеля, Колчака, Корнилова. При этом Керенский едко вы­смеян в произведении. Его властолюбие, трусость и позорное бегство из Зимнего дворца внушают лишь отвращение. Алек­сандр Федорович Керенский — представитель эсеровской пар­тии. В состав Временного правительства он вошел в качестве министра юстиции. В первом коалиционном правительстве Ке­ренский был военным и морским министром, а с 8 июля 1917 г. — министром-председателем, а также верховным главнокоман­дующим. В.В. Маяковский в поэме иронизирует над многочис­ленной сменой Керенским постов и функций, намекая на то, что он сам себя на них и назначает. 25 октября 1917 г. Керен­ский, переодевшись в женское платье, бежал из столицы на машине американского посольства. Сначала он перебрался на Дон к атаману Каледину, ас 1918 г. жил за границей.

В главах поэмы Александр Федорович ассоциируется у В.В. Маяковского с царицей Александрой Федоровной. Поэт, с одной стороны, подчеркивает, что Керенский не сделал ни­чего для того, чтобы изменить самодержавную имперскую по­литику по отношению к своему народу, поверившему и под­державшему его, а, с другой стороны, намекает на позорное бегство Верховноглавнокомандующего из Зимнего дворца пе­ред штурмом. А вот разбитый Врангель, прощающийся с род­ной землей, выглядит в произведении трагически жалким. В.В. Маяковский не отказывает в уважении его патриотиче­скому чувству, подчеркивает его храбрость и гордость. Петр Николаевич Врангель (1878-1928) был генералом русской царской армии. Он возглавлял контрреволюционные действия белогвардейской «добровольческой армии» на юге России в апреле-ноябре 1920 г. Врангель происходил из прибалтийских баронов. Он был связан с кругами крупных помещиков и ино­странного финансового капитала. В ноябре 1920 г. после раз­грома его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине блага:

И над белым тленом, Как от пули падающий, на оба колена упал главнокомандующий. Трижды

землю

поцеловавши,

трижды

город

перекрестил.

В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынуж­денных покинуть Родину после революции и умерших в эмиг­рации, страдая до конца дней от ностальгии.

Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интелли­генции, которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод, связанный с А.А. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его библиотеку, имел ре­альную биографическую основу: В.В. Маяковский однажды встретил А.А. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал ему об этом факте.

Однако несчастный случай с блоковской библиотекой — всего лишь незначительная мелочь по сравнению с той поло­сой трудностей, с которыми пришлось столкнуться в после­дующие годы русской интеллигенции, оставшейся в России. В воспоминаниях поэтессы И. Одоевцевой «На берегах Невы» подробно описываются настроения в писательской среде того времени. Люди творческого труда также замерзали и голодали в те годы, как вся Россия. В.В. Маяковский в данном случае не противопоставляет интеллигенцию простому народу, а наобо­рот, подчеркивает единство судьбы ученого и лесоруба в сложный, переломный момент истории.

И все-таки не стоит забывать о том, что поэма В.В. Мая­ковского — произведение светлое, оптимистическое. Все мно­гочисленные трудности и проблемы современности отражены в ней не столько с целью объективного воплощения эпохи, сколько в стремлении показать, как дорого заплатила Россия за то, чтобы построить новое общество — общество социаль­ной справедливости и благополучия. Чем сложнее был путь к юбилейному, 1927 г., тем ярче должны были казаться эпо­хальные достижения этого периода. Таким образом, в основе композиционного построения поэмы лежит прием контраста. Проявляется он и в построении отдельных главок. Вспомним, например, эпизод субботника.