logo
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Прошлым летом в Чулимске»

Действие пьесы А.В. Вампилова «Прошлым летом в Чу­лимске» происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валенти­ны, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сна­чала о них и не подозревает.

Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруган­ной. За нее идет борьба между молодым парнем Пашкой, ко­торый в свое время уехал в город, а на родину приезжает в от­пуск к матери, и Мечеткиным. Павел вырос избалованным и привык брать от жизни все, что захочет. Он рассматривает выбранную им девушку как свою собственность, убежден в том, что добьется своего и готов взять ее силой. Мечеткин то­же уверен в себе, несмотря на то, что уже не молод. Он слывет в округе хозяйственным и состоятельным человеком. Ему нужна в дом работящая хозяйка. Чувства Валентины при этом его мало интересуют. Прежде чем поинтересоваться, пойдет ли за него девушка, он идет сватать ее к отцу, как было приня­то в давние времена.

Шаманов, узнав о чувствах Валентины к нему, тоже спо­хватывается и решает начать новую жизнь. Желание изменить судьбу усиливается в нем еще и после попытки выстрела Пашки в него, когда происходит осечка. Следователь сам под­талкивает соперника к этому выстрелу, как будто хочет испы­тать судьбу. И судьба дает герою возможность одуматься и возродиться для новых поступков и начинаний, а также для того, чтобы выполнить до конца свой служебный и человече­ский долг. До этого он пал духом, и символом этого состояния является отношение героя к оружию, которое он частенько за­бывает у любовницы Зинаиды.

Примечателен также тот факт, что к Зинаиде Шаманов хо­дит с оглядкой, утром крадется от нее вниз по лестнице, хотя слух о его похождениях уже не является новостью. Об отно­шениях с Валентиной он говорит открыто. Бравируя перед Пашкой тем, что якобы встречается с Валентиной, следова­тель заставляет парня действовать грубо и напористо. Когда девушка соглашается пойти с Пашкой на танцы, тот по дороге берет ее силой. Павел даже не осознает всю низость совер­шенного им преступления. Ведь он делает это не из мести, а для того, чтобы Валентина была посговорчивее и вышла за не­го замуж.

Несмотря на обещания Шаманова увезти Валентину и на­чать с ней новую жизнь, девушка отвергает возлюбленного и

решает подчиниться воле отца, который хочет выдать ее за обеспеченного Мечеткина.

Для понимания символического значения образа Валенти­ны важен образ палисадника, за которым она ухаживает. Ни­кто, кроме Шаманова, не обходит его стороной. Все идут на­прямую. Даже следователь говорит, что чинить заборчик — бесполезный труд: его тут же сломают, так как сложившиеся нравы не переделать. В финале Валентина все-таки продолжа­ет укреплять доски в ограде палисадника. Ей помогает Ереме­ев, так и не получивший желанную пенсию, так как у него нет соответствующих справок. Л Шаманов, который уехал когда-то из города, не добившись справедливого решения в судеб­ном деле, хочет выступить в суде. Любовь Валентины помогла ему поверить в себя и изменить свое отношение к жизни. До этого он был чем-то похож на во всем разочаровавшегося Зи­лова (героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»), все мечтал выйти на пенсию. Теперь Шаманов понимает, что только он может остановить безнаказанность. Если следователь не вы­ступит в суде, то люди, подобные Пашке, будут безнаказанно убивать и насиловать.

А.В. Вампилов показывает социальную среду, в которой живут героя пьесы. Из их разговоров мы узнаем, что до бли­жайшей танцплощадки надо идти пешком пять-семь километ­ров. А в Дом культуры привозят один и тот же кинофильм. Молодежи в такой глуши нечем заняться. Старшие сестры Ва­лентины, например, давно уехали в город, хотя и жизнь у них сложилась по-разному. Помигалов, торопясь выдать Валенти­ну замуж, не только хочет материально устроить ее жизнь, но и боится, что она уедет вслед за сестрами в город. Он заявля­ет: «Об городе не мечтай. Помни: пока я жив, твой дом здесь. Вот он стоит. Советская, тридцать четыре. Отсюда и распола­гай». Помигалов по-своему любит дочь, но в то же время жиз­ненная программа, которую он ей приготовил, состоит лишь из хозяйственных обязанностей и рабочих будней. Неслучай­но отец так удивился, когда выяснил, что дочь ушла с кем-то на танцы. 252

При всей идейной наполненности сюжет пьесы выглядит несколько схематичным. Но это выглядит не как недостаток, а как желание автора подчеркнуть символическое содержание произведения. Неожиданно цельная и упрямая в своих душев­ных пристрастиях Валентина вдруг соглашается пойти с Пав­лом на танцы. Еще более непредсказуемым выглядит ее отказ Шаманову и желание покориться воле отца, хотя следователь готов остаться с ней («что бы ни случилось», как два раза за­являет он девушке). Очевидно, все эти сюжетные ходы долж­ны подчеркнуть опять-таки основную идею пьесы: герои про­изведения вольны растоптать чувства Валентины, лишить ее счастья, но с непобедимым упорством она продолжает чинить ограду палисадника, которую они все по очереди ломают. И эта сцена становится в конце произведения своеобразным укором всем действующим лицам, которые молчаливо смот­рят на героиню.

Справочное издание Иванова Елена Владиславовна

Анализ произведений русской литературы XX века