logo
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Русь советская»

В самом названии произведения С.А. Есенина «Русь со­ветская» содержится сопоставление новой советской эпохи с дореволюционной. Основным композиционным приемом в поэме становится антитеза.

Лирический герой возвращается в свой «край осиротелый» и видит лишь золу и пыль на месте отчего дома. Эта сцена сим-. волизирует те перемены, которые произошли в жизни родины.

В первых строфах герой ощущает одиночество («Ни в чьих глазах не нахожу приют...»). Провидческой при этом является шестая строфа, в которой поэт утверждает, что его село родное «лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита». Высокопарно звучащее слово «пиит» сразу же ставит СЛ. Есенина в один ряд с крупнейшими мастерами поэтического слова. Затем мысли об исключительно­сти собственного таланта уступают место раздумьям о судьбе родины. Революционные события изображаются в них уже дета-лизированно, а не одним абстрактным символом урагана, как в первой строфе. Это и рассказы о Буденном, и крымские события, и агитки Бедного Демьяна. Поэт далек от любования этими рас­сказами. Неслучайно от них «И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму». Насилие противоесте­ственно гуманистической природе человека. От жесткости рево­люционных событий содрогнулся мир.

Лирический герой произведения вновь ощущает себя не­нужным ни в личном, ни в творческом плане. Таким образом, агитки Демьяна Бедного, которые комсомольцы «наяривают рьяно», становятся поэтической альтернативой нежной есе­нинской лирике.

Далее автор рассуждает о поэзии, о своем понимании пат­риотизма. В заключительной строфе возникает образ шестой части земли с названьем кратким «Русь». Очевидно, для поэта все-таки прежний, воспринятый в детстве и ранней юности образ родины ближе современного (поэма написана в 1924 го­ду). Соглашаясь принять все новое, он делает это не без уси­лий. Двусмысленно звучат есенинские строки: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам». Душа и лирика поэта неделимы. И это понятно. Строки «А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки при­смирев», — пишет лирический герой. Эти строки свидетель­ствуют о начинающемся творческом кризисе автора. Он ощу­щает себя поэтом старой эпохи, и древнее название нашего го­сударства «Русь» лишний раз подчеркивает это.

«Русь советскую» следует рассматривать в русле других поэм С.А. Есенина «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». В них четче и рельефнее обрисован образ царящего в стране общественного раскола. Поэт яснее осознает себя человеком неновым («Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь дог­нать стальную рать, Скольжу и падаю другою» («Русь уходя­щая»)). И все-таки С-А. Есенин больше, чем собственной судьбой, интересуется судьбой крестьянства после револю­ции. В то же время он чувствует, что остался в переломную эпоху в стороне от великих событий («Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею. А я, сгу­бивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею»). Нельзя не отметить многочисленных противоречий в поэмах С.А. Есенина 1924 года. Они проявляются и в стилистических контрастах: сочетании просторечной лексики («Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?») и возвышен­ной («пилигрим угрюмый», «Российский скандальный поэт»).

В поэме нередко возникает образ нищеты и разрухи (на­чиная с образа сожженного отчего дома, заканчивая пейзажем заката, который «обрызгал серые поля» и босые ноги топо­лей). В «Руси бесприютной» поднимается проблема беспри­зорности. В «Руси уходящей» С.А. Есенин отмечает, что кре­стьянам «не хватает ситца и гвоздей».

В поэме «Русь советская» надежды поэта обращены к бу­дущему, когда «пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть». Произведение С.А. Есенина наряду с другими вопло­тило сложность восприятия противоречивой эпохи двадцатых годов и ее переходный характер.