«Душа хранит»
Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения — незатейливый вид русского селения:
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, божий храм.
О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение. Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле.
Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков.
Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью».
Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины.
Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М. Рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в Х1-ХП веках. Были они, как правило, белокаменными. Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия. Вот почему для лирического героя Н. Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе.
В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помощи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:
Так век неслышно протечет, Не тронув этой красоты.
В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется, так возникает тема исторической памяти поколений.
Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души. Душа является категорией божественной. Центральные образы: «вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья. Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени.
Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова. Стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова. Чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам:
Русь моя, люблю твои березы! («Березы») Привет, Россия, родина моя! («Привет, Россия ...») Тихая моя родина! («Тихая моя родина»)
Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О, вид смиренный и родной!») . Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ родины.
Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.
Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова «Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере струится...». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:
Много в озеро глядится Достославностей былых.
Однако по настроению стихотворения совершенно различны. У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит оптимистично:
Здесь великое былое Словно дышит в забытьи, Дремлет сладко, беззаботно.
У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.
- Подписано в печать 29.04.2011. Формат 84x108/32. Гарнитура «Тайме». Бумага газетная. Уч.-изд. Л. 11,50. Усл. Меч. Л. 13,44. Тираж 5000. Заказ № 10738(2)
- И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
- «Деревня»
- «Господин из Сан-Франциско»
- «Чистый понедельник»
- «Гранатовый браслет»
- Максим горький «Старуха Изергиль»
- «Песня о Соколе»
- «Челкаш»
- «Ангелочек»
- «Большой шлем»
- «Рассказ о семи повешенных»
- «Жизнь Василия Фивейского»
- «День Петра»
- «Петр Первый»
- М.А. Алданов «Бельведерский торс»
- «Святая Елена, маленький остров»
- И.С. Шмелев «Мартын и Кинга»
- «Небывалый обед»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- «Чужая кровь»
- «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- «Мастер и Маргарита»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- А.П. Платонов «Фро»
- В.М. Шукшин «Срезал»
- «Охота жить»
- Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»
- Ю.В. Трифонов «Обмен»
- Ю.П. Казаков «Голубое и зеленое»
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- «Прощание с Матерой»
- В.П. Астафьев «Последний поклон»
- А.И. Солженицын «Матрсннн двор»
- «Один день Ивана Денисовича»
- А.А. Блок «Осенняя воля».
- «На поле Куликовом»
- «Соловьиный сад»
- «Двенадцать»
- «Береза»
- «Запели тесаные дроги»
- «Отговорила роща золотая»
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
- «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
- «Синий туман. Снеговое раздолье...»
- «О красном вечере задумалась дорога...»
- «Песнь о собаке»
- «Русь советская»
- «Анна Снегина»
- «Хорошее отношение к лошадям»
- «Сергею Есенину»
- «Стихи о советском паспорте»
- Рубить дрова,
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
- «Облако в штанах»
- «Хорошо!»
- М.И. Цветаева «Генералам двенадцатого года»
- «Мне нравится, что вы больны не мной...»
- «Стенька Разин»
- «Бабушке»
- «Стихи о Москве»
- А.А. Ахматова «я пришла к поэту в гости...»
- «Вечерние часы перед столом...»
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- «За далью — даль»
- Н.А. Заболоцкий
- «О красоте человеческих лиц»
- «Допустим, ты свое уже оттопал...»
- «Быть знаменитым некрасиво»
- Н.М. Рубцов «Русский огонек»
- «Душа хранит»
- «В минуты музыки»
- «Березы»
- «Звезда полей»
- А.А. Вознесенский «Судьба, как ракета, летит по параболе...»
- «Первый лед»
- B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...»
- «Песня о земле»
- «Песня о друге»
- «Зарыты в нашу память на века...»
- «Я не люблю»
- «Здесь лапы у елей дрожат на весу...»
- Б.А. Ахмадулина
- «Свеча»
- «Сумерки»
- «Стихотворения чудный театр»
- «Как никогда, беспечна и добра...»
- «Не добела раскалена»
- И.А. Бродский «Рождественская звезда»
- «На столетие Анны Ахматовой»
- Максим горький «На дне»
- В.В. Маяковский «Клоп»
- А.В. Вампилов «Утиная охота»
- «Старший сын»
- «Прошлым летом в Чулимске»
- 11 Класс Издательство «экзамен»
- 105066. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1. Wvvw.Examen.Biz e-mail: по общим вопросам: info@examen.Biz: но вопросам реализации: sale@examen.Biz тел./факс 641-00-30 (многоканальный)