logo search
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Глава вторая. Публицистика периода Гражданской войны

Жанры литературно-художественные, жанры документальной прозы в 17-20 году доминируют над другими прозаическими жанрами. Кроме сиюминутной значимости: большая часть (90% примерно) не переживает свое время, но лучшие произведения, которые через призму времени ставят вечные вопросы, делают это в адекватной литературной форме, переживают свое время:

- Надежда на обновления

- Ломка от трагических событий 20-х годов

Поляризация политических воззрений писателей, ведущих художников слова.

  1. Писательский дневник. (И.А.Бунин «Окаянные дни»).

Писал открытый дневник, который предполагался в печати. Жанр открытого дневника весьма распространенный для этого периода, кроме Бунина – Зинаида Гиппиус (Дневник времен революции «Под созвездием топора»), талант более проявляется в прозе, поэзия – «Корабль».

В ряду выдающихся публицистических произведений особое место принадлежит книге «Окаянные дни». События происходят в 1918-19 годах, ряд публикаций, посвященных «Окаянным дням», сформировалась позже, чем напечатана, потом доработана на основании его фрагментарным записям. Воспринимать надо как единое целое. Ошар, Горденферд говорили, что это оригинальное произведение в форме дневника. Бунин сознательно создавал, опираясь на жанровую природу дневника. Сам повествовательный дискурс соответствует тем качествам, которые есть у дневника: слова- фразы знакомых, диалоги, фрагменты из газетных сообщений. Воссоздается многоголосие эпохи. Все проходит тщательный отбор. Концепция автора выражена в названии: так эмоционально воспринимал эпоху Бунин. «ОД»

а) Они бесспорны с фактической стороны (внимательно изучена, нет основания подвергать сомнению объективность изложенных событий, нет вымысла). Иногда по прошествии времени что-то забывается, что-то воспринимается иначе. Бунин очень точен и документален.

б) Многие страницы – лучшее из чисто художественной прозы, написанной Буниным. Высокая степень словесного воздействия на читателя.

Исследователи отмечают психологический ракурс, его интересуют тайны и загадки души человека отдельного и душой народа. Психологический ракурс выходит на 1 план. Очень интересно характеризует психологическую атмосферу, описывает, как изменяется норма в сознании человека. Описывает, как ощущение нормальности постепенно сдвигается, насилие террора и т.д. Уходит понятие нормы. Бунин пытается определить общую психологическую атмосферу времени. Изначально – состояние всеобщего возбуждения, которое охватывает и отдельного человека, и массы. Стихийный разгул толпы, суматоха ожиданий. Массовый психоз, рождается искаженное представление о мире. Острые помешательства, повальные сумасшествия – оценки наблюдения Буниным. Сплошное лицедейство, которое отчасти сродни карнавалу, но карнавал не всегда является позитивным элементом человеческой культуры. Переворачивание полюсов в культуре используется для разных целей. Показательное проявление разрушение норм языка – деформация норм языка – прямое следствие искажение нормальности человека. У Бунина вызывает отторжение новый язык, который формируется в Москве и Петербурге 18 года. Это и высокопарный площадной слог газет, безвкусица революционных фраз. Примеры абсурдного коверкания языка. «Ура, долой авантюриста…» «если черным шакалам удастся выполнить свой замысел в Румынии» … Люди, читающие текст, не воспринимают их как абсурдные (основная часть публики загипнотизирована, не улавливает, как искажается мир, в котором он живет). То, о чем говорит бунин, характерно для первых месяцев революции. Для Бунина это один из парадоксов: как тонка оболочка цивилизации, как легко ядро нормальной человеческой жизни разрушить. Абсурд бытия может разрушить все его стороны.

«Окаянные дни» - логика катастрофы, к которой общество неизбежно идет. Следствие массового психоза – одичание человека. Мотив одичания – у многих современников. Один из центральных мотивов Замятина, хотя у него он был менее категоричен. В какой-то степени Бунин перекликается с Мережковским, 1 из выдающихся мыслителей и художников рубежа 19-20 веков. Выдающийся мыслитель-философ. Бунин символистов не переносил. Считал, что они ведут к кризису и гибели русской культуры. Мысли Бунина и Мережковского смыкаются. Мережковский – 3 ступени хама. Говорил о хаме прошлом и современном, о костных системах, сковывающих самодержавие. Главное, чего боялся Мережковский –прихода нового хама, который сметет все прежнее. Бунин фиксирует приход «нового хама». Бунин говорит, что на роль тех, кто ведет за собой толпу, потакает низменным рефлексам, выдвигается этот новый хам. Люди в массе своей и не изменились, как скажет персонаж Воланд, но оказывается, что самая маргинальная часть общества – хамы, получают власть, право распоряжаться над интеллигенцией, увлекать незрелую часть общества за собой, пользуясь право на вседозволенность. Лозунги оказываются эффективными, когда разрушается культура, нормы на языковом уровне исчезают. Моментальные портреты- заострены некоторые черты, которые наиболее разительны, контраст прежней нормы и ее отсутствие на данный момент, символ одичания и расчеловечения.

Фигура автора весьма важна, т.к. даны картины через призму его сознания. Бунин, в отличие от других разновидностей дневников, свое авторское «Я» не выпячивает, важно запечатлеть свои ощущения: его ощущения совпадает с ощущением других нормальных людей. Его реакции не исключительны. То же переживают и другие. Он хочет показать детали.

Трудно переоценить прозу Бунина как понимание того, что происходило в душе людей. Бунин раздумывает, почему власти держат в таком состоянии население. Не согласно человечество с тем, что происходит. Бунин приходит к мысли, что это вполне намеренная политика. Довести людей до психического отупения. Эффективность Бунин проверяет на собственном самоощущении. Не абстрактные фразы бросает о красном герое: раскрывает свое восприятие, эффективность убийства живого человеческого чувства (После Октябрьского переворота: как-то тупо прочитал очередное известие об убийстве 26 человек. По-настоящему понимать не могу». Гибель миллиона – это уже статистика. Восприятие притупляется, это с ужасом констатирует Бунин. Бунин: не могу переносить эту жизнь физически. Через год: все равно ,но главное ощущение, что это не жизнь. Ощущение анормальности происходящего. Масса живых образов, картин, которые делают рассуждения не умозрительными. При этом Бунин активно дневником противостоит энергии расчеловечивания, энергии одичания. Может бороться восстановлением верности культуры и нравственности, утверждением ценностей, отказ от которых приводит к расчеловечиванию. «ОД» - история о том, как душа человека может выжить, перенеся такие испытания и может остаться при этом человеком. Также показан пример многих людей (знакомых и незнакомых). Есть примеры, когда жизнь нормальная находит выход при любом отсутствии, ослаблении террора на человека. Жизнь сама по себе (эффект самоорганизации), люди становятся снова людьми, мир становится привычным.

Для Бунина живой мир (природный мир) имеет сугубо личностную ценность – оплот в противостоянии окаянству. ОД – живой разум человеческий на примере самого автора торжествует окаянству своего времени.

2) Цикл очерков (М. Горький «Несвоевременные мысли»)

Особенности композиционного строения: из 58 сатир состоит книга Горького. Важна не дневниковость, последовательность, а другие принципы. Печатались с 17 по 18 год в газете «Новая жизнь». Когда Горький покидает Родину. Его произв не угодны сов власти, собирает статьи в одно целое, получает единое произведение. какое-то событие, которое является отправной точкой для размышления. Осмысление происходящего частного случая, которое по мнению писателя является очень важным для времени и эпохи, событием. Далее – лирические рассуждения о происходящим в стране. Интересно, как Горький, от которого ожидали принятия революции, очень неоднозначно воспринимает исход.

Горький видит, что жизнь не соответствует его светлым социалистическим идеала. «НМ» становятся главным орудием писателя – он пытается выстроить диалог с читателями и властью. Дискуссия об идеалах революции и ее реальном облике. Экстремизм и пафос полного разрушения мира большевиков Горький не принимает. Одна из главных тем «НМ» - тема судьбы культуры и состояния общества. Уже в первых очерках он рассуждает о том, что может дать Революция, «много ли света» она принесет. Источник рассуждения: на смену прежней культуре приходит новая система общественных отношений, которая связана с безкультурием, хаосом и разложением. Взгляд характерный для русской интеллигенции. Отличие: Горький никогда не идеализировал народ как явление и отказывается обожать народ, воспринимает его довольно критично. Главная задача нового времени – просвещение и воспитание народа, каждого его представителя, торжество культуры. Горький с Буниным начинает здесь сходиться в этом. Происходит разрушение культуры, манипулирование людьми на уровне низших инстинктов. Сам Горький и делом пытался спасти самое ценное и важное в мире, по его мнению (создает издательство, чтобы пристроить бесценные кадры писателей).

В «НМ» Горький - фиксирует как кадры хроники картину все более разрушающейся действительности. Народ должен много потрудиться, чтобы обрести сознание своей личности. Динамика – от статей и очерков, посвященных большим событиям (исторические события, демонстрации) к частным сценам, выражающим дух времени. Тема культуры связана с педагогикой души. Именно потому у Горького очень нередко возникают образы детей, мотивы детства. Поражает Горького не только жестокость, которая становится узаконенной, но и против того, что убийство детьми начинает восприниматься как игра. Большевики убивают нацию, воспитывая детей таким образом. Их будущее видится Горькому обреченным.

Аморализм – это еще одна проблема времени. Главное обвинение Горького власти – именно аморализм, и это обвинение адресовано Ленину и Троцкому в первую очередь (незнание России). Это позиция писателя гуманиста (общечеловеческий и художественный гуманизм Горького).

Обернулась эта честная и искренняя позиция писателя изгнанием из страны на долгое десятилетие.

«НМ» остаются настоящим литературным памятником.

3) Жанр письма (Короленко «Письма к А. Луначарскому»). .«Письма Луначарскому» В.Г.Короленко – открытый диалог с властью. Писатель, которого при наличии огромного количества талантов, чаще всего называли «совестью эпохи». Его деятельность общественная, культурная, публицистическая не оспаривалась. Выступления, очерки, статьи. Это произведение представляет собой цикл писем, объединенных в одну книгу. Луначарский был наркомом просвещения, был одним из наиболее интеллигентных людей советского времени, считалось, что он занимает более умеренные позиции. Короленко обращается к нему с учетом его должности и с учетом возможности выстроить с ним диалог. Позиция Короленко сходна с позицией Горького. Но он выбирает другой жанр. Жанр письма – проверенный веками литературный жанр, не только личный. Он предполагает адресацию широкому кругу читателей. Ср. письма Сенеки. Достоинства жанра письма:

а) наиболее адекватный способ выражения личного мнения автора.

б) ориентирован на широкий диалог с читателем, более неформальный и живой.

Короленко пытался научить и изменить не только народ, но и власть. И Луначарский действительно вступил в переписку с Короленко, пытался оправдаться и признавал некоторые ошибки большевиков в области просвещения.