Раздел I. Литература периода Гражданской войны. Глава первая. Культурная атмосфера и историческая ситуация в годы Гражданской войны.
По мнению многих исследователей, дата 17 года повлияла на развитие культуры и литературы. Ситуация некоторого культурного взрыва, т.к. действительность очень сильно и резко меняется (за недели, месяцы). Сознание художника так или иначе вынуждено соотносить свое представление о мире, человеке в мире с быстро меняющейся действительностью. Сильный толчок для формирования новых культурных процессов. Меняющаяся действительность – некий вызов для художника, он начинает рефлексировать, требует новых художественных форм осмысления. 20 годы – более стремительно происходит трансформация внутри лит направлений, поиск нового языка, на котором можно говорить с человеком новой эпохи. Революция и социальный взрыв во многом спровоцировали культурный взрыв, обновление, трансформацию культурных литературных парадигм, традиций и тенденций, художественных исканий. В некоторые более благополучные с социальной точки зрения периоды литература развивалась менее интенсивно.
Демонстрируют и жизнеутверждающий пафос, и в то же время – поиски новых путей к человеку и к миру, всплеск романтической традиции в неоромантическом русле. Символизм , акмеизм – варианты романтической традиции. 20-е годы демонстрируют возрождение романтизма в классическом его варианте.
Реакция художественной интеллигенции на события 1917 года:
Февраль, март 1917 года – приняла революцию значительная часть общества, подавляющая часть интеллигенции (за исключения закоренелых анархистов) с надеждой на облегчение, восстановление. Некий выход, возможность активно, творчески начинать создавать новый мир. Убрав закостеневшие механизмы в виде самодержавия, конституции. Год был потерян, общество начала одолевать апатия, Октябрьский переворот, к которому отношение было очень противоречивым и неоднозначным. Некоторые выдающиеся писатели приняли переворот как продолжение Февральской революции, как очередную попытку выхода из кризиса (Блок «Интеллигенция революции»: «слушать музыку революции», идти в ногу со временем; «Двенадцать») – интуитивным путем познавать мир. Поэма 12 - продолжение его логики, положительно воспринял перелом. «Двенадцать» Блок создал через 2 месяца – очень неоднозначное и сложное произведение, страшное пророчество. При этом Блок оказался практически в духовной изоляции (не только его традиционные оппоненты – Мережковский, Гиппиус, Бунин, но не приняли и люди, которые глубоко его уважали: Ахматова, Мандельштам писал Блоку оскорбительное письмо, обвинял в предательстве, антигуманизме и т.д.). Это связано более с теми реалиями, с которыми столкнулся народ в 1-ые месяцы власти большевиков. Алексей Ремезов - неповторимый стиль орнаментальной прозы, традиции заложил в 20-е годы. А.Р. практически в это же время пишет «Слово о погибели русской земли» - «Задонщина», «Слово о взятии Рязани Батыем», плач по русской земле. Текст по большому счету принадлежит к лирическим жанрам, мини-поэма в прозе, экспрессивное воздействие на читателя.
Литературная рефлексия, основные литературные тенденции, которые характерны для первых лет, связанных с историческим и культурным взрывом, последовавшими трагическими годами. Литература активно развивалась, участвовала в событиях общественной жизни. Не только с прагматической т.з., но и художественно осмысляла происходящее. Подобное художественное осмысление того, что происходило, в формах публицистических и лирических жанрах. Публицистика и лирика активизируются в переходные эпохи. В моменты исторических больших событий, когда стремительно меняется окружающая действительность. Лирика и публицистика дают первый быстрый отклик на происходящее. Публицистика – синтетическая форма, использует художественное слово с мощным документальным началом, с нравственно-философским началом. Все это позволяет оперативно реагировать на изменчивую действительность.
- 4 Курс, первый семестр. Оглавление
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. 2
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов. 6
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов 15
- Введение. Периодизация русской литературы хх века и ее место в историко-литературном процессе.
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. Глава первая. Культурная атмосфера и историческая ситуация в годы Гражданской войны.
- Глава вторая. Публицистика периода Гражданской войны
- Глава третья. Поэзия периода Гражданской войны (1917 - начала 20-х годов).
- Пролетарская поэзия.
- Новокрестьянские поэты
- Н.Клюев (1884-1937)
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов.
- Глава первая. Творчество в.В. Маяковского
- Глава вторая. Творчество с.А. Есенина
- 1)Художественная философия творчества Есенина 10-х годов.
- Глава третья. Поэзия «романтиков Октября»
- Глава четвертая. Поэзия наследников Серебряного века
- Поэзия м.И. Цветаевой
- Творчество б.Л. Пастернака 20-30-х годов
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов
- Глава первая. Романтическая традиция в прозе 1920-х годов Поэмы в прозе как жанрово-стилевая тенденция в литературе 1920-х годов.
- Творчество ю. Олеши
- Творчество б. Пильняка
- Глава вторая. Литература экспрессионизма. Творчество е. Замятина
- Критические и литературоведческие работы.
- Роман «Мы»
- Глава вторая. Судьбы реалистической традиции Творчество м. Горького 20-х годов