Роман «Мы»
Роман «Мы» написан был на протяжении 20, 21 годов, был издан в 1924 году в Германии и тут же вычеркнут их Советской литературы, как произведение, клевещущее на новые идеалы. Первые работы – ан западе, вписывали в ряд Замятин – Хаксли - Оруэлл. Не корректно видеть просто политический памфлет на новую советскую идеологию. Хотя политика военного коммунизма послужила толчком к рождению замысла. Полемика с футурологическими утопиями, в частности с поэмой Маяковского «150 млн». Замятин дает эстетический, художественный ответ, которым становится роман «Мы».
«Мы» - это роман-антиутопия, и во многом канон этого жанра формирует именно Замятин. Утопия - создание образа некоего идеального мира, к которому ищут пути современники, модель осуществления идеала. Жанр антиутопии – модель бед и несчастий, которые будут происходить с людьми, если они попытаются осуществить идеалы, которые провозглашаются сегодня, доведение этих идеалов до логического конца. Некие утопии содержат в себе черты антиутопии (Кампанелла «Город солнца»). Начиная с Замятина понятно, что антиутопия строится на полемике с известными утопиями (не только реальность, но и идеальный художественный мир – почва для полемики). Исследователи видят в романе отсылки к Томасу Морру, Кампанелле, Чернышевскому («Что делать»). Многие образы и понятия переносятся из известных утопий в «Мы» (скрижаль – «Город солнца»). В реальности формируется некая мифология создания «нового дивного мира» и Замятин на старте предлагает посмотреть, что получится, если воплотить принципы построения нового общества. Оборотность нового будущего. Стругацкие – уже видели распад этой мифологии, Замятин может только прогнозировать, но делает это очень прозорливо в художественных подробностях. Замятин создает художественное произведение (антиутопии могут быть философскими, религиозными, политическими и проч.). Искусство всегда мерит мир состоянием человеческой души (критерий красоты как гармонии, любви). «Утопия - социоцентрична, антиутопия – персоналистична» (Роднянская).
Замятин пишет антиутопию, когда весьма распространено утопичное сознание (и противостоит ему), которое во многом базируется не только на новой идеологии, но и на традициях символизма. В 20-е годы – от теургии к социальным вопросам.
Еще одна особенность утопического мышления Замятина – он аналитик, умеет анализировать, осмыслять художественную реальность, выстраивая ее по законам рациональным (реализм). При этом он понимает, что литература должна б просто быть не системой умозаключений, но и увлекательной. Роман «Мы» - остросюжетный, с серьезно закрученной интригой, во многом авантюрный, приключенческий, но обнаруживающий драму человека и человеческого общества, которое пытается воплотить в жизнь идеалы, которые противоречат природе. Замятин с самой первой строки ставит на первый план главного героя, строителя Интеграла (нумер Д-503).
Весь роман с точки зрения субъектной организации – исповедь героя (дневник). Весь художественный мир – через его угол зрения. Эта предельная субъективность – самая проникновенная форма, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека. Но нужно быть внимательными, читая исповедь персонажа – не надо всегда доверяться прямому слогу. Стилевая оригинальность, игра - повествование от первого лица внутренне диалогично. Мы видим уровень авторской оценки. Сам герой не признает своей противоречивости (в первых главах), он искренен, доверчив, но Замятин так выстраивает повествование, что мы понимает, что к внутреннему диалогу нужно относиться с долей дистанцированности.
Автор со словами, мыслями героя часто категорически не согласен. Стиль максимально ироничен. Читатели чувствуют диссонанс, недоверие к мыслям, чувствам героя. Речь Д-503 сама себя дискредитирует, разоблачает. Сознание героя вступает в противоречие с нашим восприятием художественной реальности.
Замятин использует разные приемы саморазоблачения речи героя. Иронически – формы мышления математика, нарочитая логичность фразы при описании таких состояний, где этот язык не («Стал логически мотивировать свой смех», «При расставании я два раза (нет, три) поцеловал», «Через час должна прийти милая О. Я чувствовал себя приятно и полезно взволнованным»). В самих фразах - механистичность внутреннего мира героя, отмеченная на лексическом уровне.
Специфика сюжетной организации и конфликта романа. Форма организации повествования – в форме конспектов, названия педантичны. Искреннее желание откликнуться на призыв газеты – восхваление. Завязь внутреннего сюжета: герой ставит задачу написать хвалу существующему миру, сочинение об Интеграле. Он послушный гражданин. Изначально – установка на патетику, пафос. Трансформация пафос и сюжета. Герой руководствуется принятой системой ценностей, которая враждебна и противоположна природе, но античеловечная сущность маскируется за понятиями блага и счастья человека. Понятия «счастья» и «свободы» сталкиваются. Эти понятия отождествлялись изначально, но логика развития революционных взглядов приводит к противоречию этих понятий (свобода начинает ассоциироваться с дикостью). Сюжет про Адама и Еву превращается в притчу о тех, кто предпочли свободу раю – стереотип сознания. Счастье – математически безошибочное (в него верит математик). Ради его достижения герой оправдывает насилие. Исходя из этого герой описывает, что прогресс осуществляется насильственным путем (современный мир и экскурс). Чего стоило это продвижение вперед? «Была жестокая, кровопролитная война». Экспрессия в прозе. Срез сознания Д-503, который восхищается происходящим, таким способом сделать человека счастливым. Главное для него – счастье материальное, которое получили все члены общества. Каждое нынешнее свершение, новый путь на вершину всеобщего счастья и гармонии спокойно оплачивается жизнями людей (описание неудачного старта корабля – никаких эмоций по поводу гибели людей, они как расходный материал, это нормальная естественная цена). Герой ощущает восторг, что до приближения идеала всего несколько ступеней. Главный способ достижения этого идеала – отказ от индивидуальности, личности человека. Грань между благородной идеей равенства и культом массы и единообразия стирается. «Мы – от Бога, я – от дьявола». Подробно описывается распорядок дня, ритм жизни, которые рассматриваются героем как достижение. По Замятину, равенство может присутствовать на уровне теории, но не практике. Патетика всеобщего уравнения, в том числе в плане интимных переживаний, показано иронически. Герой стесняется того, что у него волосатые руки (потому что это воспринимается как рудимент дикости). Эта деталь – знак того, что в нем остается что-то от нормального человека. Удаление души (фантазии) как злокачественного образования. Равнодушное и бездушное отношение к человеку. Эмоции, реакция героя на неудачный запуск аппарата – «десяток-другой» (количество жертв), от которых «куча копоти и сажи». Произведения соцреализма – писатели становятся аналогами Д-503.
Новая мораль, которая вытекает из обесценивания личности, полностью опровергает 10 заповедей. Новый моральный кодекс (изгоняется жалость, благородство, любовь). Любовь - в мире, где все равны, все должны одинаково относиться друг к другу. Противопоставленным в художественном мире романа системе обездушивания, обесчеловечивания становятся две ценности:
А) Свобода мысли (чем больше герой начинает задумываться - нем дальше он отходит от формул, конспект Д-503 - единственное живое произведение)
Б) Любовь. Тайное, запретное чувство Д-503 любви к И-330, и это чувство выделяет их из ряда других нумеров. В герое начинает пробуждаться индивидуальное человеческое начало.
Но система тотального контроля работает на всех уровнях. Д-503 – операция, лишен способности дальше мыслить и чувствовать (материализация метафоры грубого вторжения в человеческую жизнь). Возвращение к первым главам романа.
Размышления писателя оказываются универсальными, предсказывающие горькую логику развития многих стран. Жанр постапокалиптичсекой фантастики – рождается из жанра утопии. Фильм «Эквилибриум».
- 4 Курс, первый семестр. Оглавление
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. 2
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов. 6
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов 15
- Введение. Периодизация русской литературы хх века и ее место в историко-литературном процессе.
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. Глава первая. Культурная атмосфера и историческая ситуация в годы Гражданской войны.
- Глава вторая. Публицистика периода Гражданской войны
- Глава третья. Поэзия периода Гражданской войны (1917 - начала 20-х годов).
- Пролетарская поэзия.
- Новокрестьянские поэты
- Н.Клюев (1884-1937)
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов.
- Глава первая. Творчество в.В. Маяковского
- Глава вторая. Творчество с.А. Есенина
- 1)Художественная философия творчества Есенина 10-х годов.
- Глава третья. Поэзия «романтиков Октября»
- Глава четвертая. Поэзия наследников Серебряного века
- Поэзия м.И. Цветаевой
- Творчество б.Л. Пастернака 20-30-х годов
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов
- Глава первая. Романтическая традиция в прозе 1920-х годов Поэмы в прозе как жанрово-стилевая тенденция в литературе 1920-х годов.
- Творчество ю. Олеши
- Творчество б. Пильняка
- Глава вторая. Литература экспрессионизма. Творчество е. Замятина
- Критические и литературоведческие работы.
- Роман «Мы»
- Глава вторая. Судьбы реалистической традиции Творчество м. Горького 20-х годов