logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Глава третья. Поэзия «романтиков Октября»

Изначально эту поэзию называли комсомольской: молодые люди, комсомольцы, среди них:

- старшее поколение (10-е): Н. Тихонов, Н. Асеев, ученики гумилевского цеха поэтов, традиции суровой романтики, характерной для Гумилева

- младшее поколение (20-е): поэты, которые сформировались как личность в годы Гражданской войны: М. Светлов, Э. Багрицкий, Безыменский, Луговской, Сильвинский, П. Антокольский и проч.

*Влияли на поэтов-шестидесятников, на традиции авторской песни.

Основные черты, характерные для поэзии «романтиков Октября»:

1)Свежее, молодое ощущение динамизма мира и жизни: ведущий пафос поэзии, ряд излюбленных образов, которые кочуют одного поэта к другому, которые призваны воплощать эту динамику жизни. Среди них: ветер (Луговской «Баллада о ветре»- образ ветра становиться интегральным, показывает порыв времени, порыв духа).

2)Романтический максимализм, особенно проявившийся в стихах поэтов Октября. Пафос самопожертвования во имя светлого будущего, идеалов Революции. Идеалы Октября для этих поэтов стали новой религией, они искренне верили в возможность построения гармоничной коммунистической утопии во всем мире. Багрицкий: стихотворение (?), воспевающее вольницу, стихию. В финале - поэтический манифест романтического максимализма и самопожертвования, порыв, энергия мятежной человеческой души. При этом «чтоб звездами сыпалась кровь человечья» - образ страшный, хотя герою важна не сама кровь, сколько красота образа. Крайности: не только самопожертвование, но и пожертвование другими людьми. Порыв и запал, невероятно мощный пафос, экспрессивность образов выходят на первый план.

3) Стремление к идеалу, при чем в отличие от классических романтиков, который они хотят найти в реальной жизни. Полемика с поэзией 900-10-х годов в категориях отношения к идеалу. Формула: «в каждом взоре пенится звезда и с каждым шагом ширится пространство» (Светлов). Огонь романтической энергии преображает жизнь, расширение мира.

4) Лирический герой

- с одной стороны традиционно романтический с беспокойной душой, бунтующий, мятущийся, ищущий свободы

- с другой стороны обычный человек, из повседневной реальности.

Якобсон «О романтической идеологии».Размышляет о противоречиях самой поэзии романтиков Октября, о том, что она тяготеет при всех достоинствах, к экстремистским крайностям: оправдание жестокости, допустимость любых средств, обесценивание отдельной человеческой личности; это знак времени. Основные положения:

1) Основной конфликт: борьба противоположных сил, много сюжетов, связанным с братоубийством (которое носит романтический характер). Отмечает, что фактически устойчивые, вековечные связи между людьми часто отвергаются во имя политических приоритетов, торжества коммунистических идеалов.

2) Альтруизм, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, культ бескорыстной борьбы за светлое будущее, отрицание собственного «я», во имя идей, и отрицание других «я» - отрицание ценности человека. «Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей» (Тихонов).

3) Выше всего ставится идея, но во имя нее герои романтической поэзии готовы на все. «Если надо солгать – солги, если надо убить – убей».

Поэты - «романтики Октября»

1) Н.Тихонов. Вошел в историю литературы, работающий в жанре суровой романтики. Это влияние Киплинга и Гумилева и опыт боевого офицера ПМВ и Гражданской войны. ЛГ поэзии Тихонова и герой его ролевой лирики – люди суровые, сдержанные, молчаливые, показанные в ситуации на пределе (подвига, между жизнью и смертью). Важны качества: верность слову, стойкость, способность к самопожертвованию; это настоящие мужчины. Удачно разрабатывает жанр баллады, благодаря такому герою (баллада всегда событийна). Герой раскрывается в таких произведениях. Память жанра баллады – мистичность сюжета: человек вступает в конфликт с роком, судьбой, часто сам того не осознавая, и герой должен проявить сверхъестественные качества, чтобы противостоять сверхъестественным силам (ядро баллады). Создает почти фантастические сюжеты – герой сильнее реальности и прежде всего сильнее смерти, а значит, его силы безграничны. «Песня об отпускном солдате» (кульминация говорит о торжестве человека над смертью, для его героя фантастическая ситуация обычна, нормальна). Отношения идеалов и действительности – в новом ключе революционных идеалов. Образы действительности Тихонов переводит в план идеалов и наоборот.

2) Э.Багрицкий (1895-1934). Поэзия Б. представляет иной тип романтики и иной вариант отношений между идеалом и действительностью по сравнению с суровым романтизмом Тихонова. Б формировался и рос в иной культурной среде (Одесса). И южно-русский стиль отразится на его поэтике. Было много богемности, ценилась яркость, орнаментальность стиля. Б. искал идеалы в готовых романтических образцах. Герои опять и романтизированы,захвачены красотой, романтикой, погоней, но и являются обычными людьми. Фактура стихов противостоит пресной, скучной, обыденной жизни. «Контрабандисты». У Б. можно найти прямое романтическое отрицание мещанского мира, национальной узости. «Происхождение» - герой отвергает примитивные узкие, пошлые ценности узкого мирка, частью которого он является. Все прежние бытовые ценности герой Багрицкого отвергает в духе максимализма, чтобы вырваться в пространство неведомое, но разомкнутое. Его стихи переполнены упоением жизнью. Именно так рисует Б. и образы Гражданской войны, революции в своей поэзии. «Разговор с комсомольцем Николаем Дементьевым» (собеседник - один из поколения, один из многих): ЛГ разжигает искру романтики, героики в представителе нового поколения. И ощущение простора, вольницы, которые переполняют ЛГ и все поколение Гражданской войны. Мироощущение романтическое, героическое. Поэма «Дума про Апанаса»: драматическое столкновение Апанаса и Когана – трагическая предопределенность, закономерность времени Гражданской войны. Не смотря на то, что Коган погибает, дело его побеждает. Центральный эпический образ матери Украины. Черты романтической поэтики в поэме: самоотверженность, аскеза, готовность к самопожертвованию. Эта поэма более однозначна с идеологической точки зрения. Б. эволюционировал на протяжении своего творчества: он остается поэтом-романтиком, но изменение поэтической манеры связано с прозоизацией его поэзии. Поиск романтического идеала в повседневных явлениях. Это позволило Б. оставаться одним из лидеров поэзии. Его путь более интересен и плодотворен. Акцент делается не на стремительную атаку, а появляется пафос строительства новой жизни, нового мира. Он не отрекся от романтического восприятия мира, но находит романтическое в иных проявлениях жизни. Открывает романтическую сущность новой повседневности. Вместо книжных героев, комиссаров, махновцев, поэтов, у Б. появляются новые персонажи, герои объективированные, ролевые. Поэт вступает в спор с прежней романтической эстетикой. «Вмешательство поэта» (1929): сюжет движется условной ситуацией – спором поэта и критика. Критик выступает носителем прежних, закостеневших эстетических воззрений, продолжая подходить к творчеству поэта со старыми мерками (книжная романтика). Поэт противопоставляет ему иную романтику, трансформирует в романтические образы то, что раньше казалось антиромантическим («сосед мой недоволен: это проза»). В финале грубое, телесное, земное выступает как идеал.

3) М. Светлов полемизировал с крайностями всего течения новой романтической поэзии. Уже в 20-е годы современники ощущали особость места Светловав ряду других комсомольских поэтов - способность шагать не в ногу с обществом и временем, даже течением, к которому он принадлежал. Одна из ведущих черт – Светлову не хватает в его поэзии ненависти (воспринималась как критика). Доминанта мироощущения – человечность. Варианты тех же самых традиционных сюжетов и тем предстают совершенно преобразованными. Вариации на эту тему – «Колька», «Песня» (конфликт между общественным и личным полемически заостряется до предела: издевка над экстремистскими крайностями). Образы приземляются, скрашиваются улыбкой, становятся интимными, домашними. Живой, настоящий, трогательный образ героини. Не монументальные, пафосные образы. Поиск и открытие идеала в повседневном. «Гренада» - песня о романтическом порыве, нетипичный герой (идет в Красную Армию, ради Гренады и гибнет) – квинтэссенция позиции Светлова, стихотворение о ценности, уникальность отдельного человека. Лирический герой в данном стихотворения близок автору. Не насилие, не ненависть, не революционные крайности, а человечность способная преобразить мир.