logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Глава вторая. Судьбы реалистической традиции Творчество м. Горького 20-х годов

Это время - итог определенных размышлений, «Жизнь Клима Самгина» - венец его творческих исканий.

Замысел возникает в 1900, в 1910-11 – наброски. Варианты названия – «Человек, который сам себя выдумал», «История пустой души», «Сорок лет» (летопись жизни российского общества с 80-х годов). Эпический замысел. Форма повествования, которую выбирает Горький, соответствует эпическому течению времени, объективированное повествование. Прямое слово эпического повествования, масштаб, спор о герое нашего времени, способен ли человек воздействовать на историю. Горький тонко и иронично оценивает и создает художественную действительность, и эта горькая ирония задана изначально в этом эпически-монументальном повествования. Пафос высокой требовательности к герою. КС – единственный субъект сознания (его мысли, слова, размышления, записи). Объективная действительность в романе - через призму двойственного взгляда (авторское повествование и главный герой). Диалогические отношения между тоном героя и точкой зрения повествователя.

Перед нами, с одной стороны, панорама жизни России в контексте течения всеобщей жизни, как большого живого организма, событий и значимых и малозаметных, обыденных (панорама полной жизни страны). Горький стремится показать цельный образ во всем многообразии и противоречии. Неожиданный персонаж для монументального исторического полотна (отход от толстовской традиции) – это образ человека, который начинает жить в разнобой со временем, это герой-посредственность, человек средней стоимости, который ищет для себя место в этом мире в разгар буйной эпохи, и прожить так, чтобы происходящее как можно меньше его затронуло. Путь Клима от рождения до исчезновения в вихрях революции. Выбор имени: Самсон (имя библейского героя, стратегия «народ нуждается в герое») заменяется Климом (ни к чему не обязывающее имя). Принцип выбора имени: человек, который хочет прожить сам по себе ради самого себя, будучи ничем не связанным.

Сам Горький много рефлексировал по поводу романа, и способ жизни героя он определяет как «самонадувательство» (как выбор жизненной стратегии). Стереотип отношения к народу. Несоответствие Клима как он есть с тем, чем его пытаются сделать родители: стригут как мужика). «Вы все портите ребенка, выдумываете его» (дед Актим). Маскарадность происходящего, атмосфера фальши, симулятивность, ложность существования, к которой с детства начинает привыкать Клим. Любовь к народу, которая чужда Климу, долгое время им имитируется. Новый тип героя. Клим с детства создает свой имидж, репутацию. При том, что он обычный, средний мальчик, он понимает как манипулировать окружающими людьми. Образ мальчика исключительных способностей. Он хочет быть таким, каким его хотят видеть. Саморефлексия героя, оценивает свой каждый шаг и поступок с точки зрения насколько он выглядит подлинный, правильным или неправильным в глазах окружающих. Вместо подлинного человека формируется некий фантом. Рефреном и эпиграфом становится «А был ли мальчик?». Человек, который умудрился прожить большую жизнь в полноценный, насыщенный отрезок истории, и при этом не оставив ни малейшего следа.

Горький – гуманист. Погружение во внутренний мир вызывает симпатию и определенную привязанность к герою, сочувствие к нему, возможно, даже вопреки логике Горького, но благодаря художественному воплощению образа.

23