Н.Клюев (1884-1937)
Один из наиболее взрослых и зрелых поэтов – по годам относится ко второму поколению символистов. Мандельштам «Поэт вещего напева». Творчество Клюева - слав религиозного мистицизма и фольклорного мировидения. Во многом сравни позднему символизму. В целом у крестьянских поэтов, в частности у Клюева был романтичекий пафос, отрытый поиск новой утопии. К создает в своем творчестве образ царствия Божьего на земле Святая Русь). И для Клюева, как и для Есенина – Святая Русь – не стертая формула, не штамп, а глубокий поэтический образ, преисполненный сакрального смысла. Многие видели в нем религиозного поэта. Преодолевает границу между книжной лит и народно-поэтическим творчеством. Пытается преодолеть кризис литературности, несовершенство литературного инструмента. Это способ расширения границ. Синтез литературного и фольклорного языка. Это позволяет сохранить аромат традиции, особый народный менталитет и в то же время обратиться к современному читателю.Фольклоризм Клюева – умелое взаимодействие между современным уровнем ЛЯ и конструированием звучания глубин народной поэзии.
«Рождество избы» - стихотворение, где органично сочетаются эти два уровня языка. Размер, рифмовка – и непривычная яркая лексика. Возникает интересный эффект, это не мешает пониманию стихотворению. К называет своими именами реалии крестьянской жизни. Изба как микрокосм (тема будет и у Есенина). Рождение избы как рождение нового мира. Изба – символ народного космоса, бытия. Важен образ мастера, создающего избу, понимает взаимосвязь современности и опыта. Он делает избу как произведение искусства. Важно, чтобы человек жил полноценно. Органическая связь мироощущения народного сознания с конкретикой бытия и традициями нравственности и религиозности. Мир крестьянский – основа строения новой, светлой утопии.
Новокрестьянская поэзия была актуальнее для более широкой массы русского общества. Но считалось, что пролетарские поэты ближе к выражению устремлению советской власти, и поэтому в конкурировании течений победила именно пролетарская поэзия.
- 4 Курс, первый семестр. Оглавление
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. 2
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов. 6
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов 15
- Введение. Периодизация русской литературы хх века и ее место в историко-литературном процессе.
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. Глава первая. Культурная атмосфера и историческая ситуация в годы Гражданской войны.
- Глава вторая. Публицистика периода Гражданской войны
- Глава третья. Поэзия периода Гражданской войны (1917 - начала 20-х годов).
- Пролетарская поэзия.
- Новокрестьянские поэты
- Н.Клюев (1884-1937)
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов.
- Глава первая. Творчество в.В. Маяковского
- Глава вторая. Творчество с.А. Есенина
- 1)Художественная философия творчества Есенина 10-х годов.
- Глава третья. Поэзия «романтиков Октября»
- Глава четвертая. Поэзия наследников Серебряного века
- Поэзия м.И. Цветаевой
- Творчество б.Л. Пастернака 20-30-х годов
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов
- Глава первая. Романтическая традиция в прозе 1920-х годов Поэмы в прозе как жанрово-стилевая тенденция в литературе 1920-х годов.
- Творчество ю. Олеши
- Творчество б. Пильняка
- Глава вторая. Литература экспрессионизма. Творчество е. Замятина
- Критические и литературоведческие работы.
- Роман «Мы»
- Глава вторая. Судьбы реалистической традиции Творчество м. Горького 20-х годов