logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Н.Клюев (1884-1937)

Один из наиболее взрослых и зрелых поэтов – по годам относится ко второму поколению символистов. Мандельштам «Поэт вещего напева». Творчество Клюева - слав религиозного мистицизма и фольклорного мировидения. Во многом сравни позднему символизму. В целом у крестьянских поэтов, в частности у Клюева был романтичекий пафос, отрытый поиск новой утопии. К создает в своем творчестве образ царствия Божьего на земле Святая Русь). И для Клюева, как и для Есенина – Святая Русь – не стертая формула, не штамп, а глубокий поэтический образ, преисполненный сакрального смысла. Многие видели в нем религиозного поэта. Преодолевает границу между книжной лит и народно-поэтическим творчеством. Пытается преодолеть кризис литературности, несовершенство литературного инструмента. Это способ расширения границ. Синтез литературного и фольклорного языка. Это позволяет сохранить аромат традиции, особый народный менталитет и в то же время обратиться к современному читателю.Фольклоризм Клюева – умелое взаимодействие между современным уровнем ЛЯ и конструированием звучания глубин народной поэзии.

«Рождество избы» - стихотворение, где органично сочетаются эти два уровня языка. Размер, рифмовка – и непривычная яркая лексика. Возникает интересный эффект, это не мешает пониманию стихотворению. К называет своими именами реалии крестьянской жизни. Изба как микрокосм (тема будет и у Есенина). Рождение избы как рождение нового мира. Изба – символ народного космоса, бытия. Важен образ мастера, создающего избу, понимает взаимосвязь современности и опыта. Он делает избу как произведение искусства. Важно, чтобы человек жил полноценно. Органическая связь мироощущения народного сознания с конкретикой бытия и традициями нравственности и религиозности. Мир крестьянский – основа строения новой, светлой утопии.

Новокрестьянская поэзия была актуальнее для более широкой массы русского общества. Но считалось, что пролетарские поэты ближе к выражению устремлению советской власти, и поэтому в конкурировании течений победила именно пролетарская поэзия.