logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Поэзия м.И. Цветаевой

Творчество МЦ не укладывается в рамки одного течения, уже современники утверждали самобытность Цветаевой, ее непохожесть на других, отсутствие прямых влияний на ее творчество. Творчество МЦ связывают с символизмом, акмеизмом (московский вариант), авангардом (экспрессионизм), неоромантизмом, футуризмом (особое внимание к слову, творческий эксперимент с текстом). Основания есть во всех утверждениях, ни одна традиция не выражена ярко, она яркий и самобытный поэт. Сама МЦ пыталась осмыслить свой поэтический генезис («в моем лице вы столкнулись с Романтизмом всерьез»). Сам склад, тип личности МЦ предопределил ее обращение именно к романтической традиции. «Эссе об искусстве» - «От матери я унаследовала музыку, романтизм и Германию».

Ранний этап творчества – сер 10-х – 1917. Книга стихов «Версты» (1916). Кроме поэтических исканий, романтической поэтики стоит отметить внимание МЦ к окружающему миру – эволюция от романтического отрицания мира к его приятию, ориентация на культурную традицию, важен московских хронотоп (попытка найти путь к миру, обживание окружающего пространства наравне с историческим и культурным). Важное место занимают стихи, обращенные к А. Ахматовой – поиск близкого голоса. Ранние стихи – энергия движения к миру, другому «я». Яркость, красочность, пестрота мира, экзальтированность, восторженность стихотворений. Образ фольклорной сказочной Москвы – открытость души лирической героини, с которой она идет к миру. Она соотносит свою судьбу с судьбой мира, которая персонифицируется с Москвой, ищет созвучия.

События 1917 года и последующие драматично меняют судьбу МЦ. Участие в жизни своей страны в бурных революционных событиях и события войны гражданской отражаются в ее творчестве. Книга стихов «Лебединый стан» (о душе человека в горниле революции, ГВ), книга конгениальная «Anna Domine». Цикл стихов «Лебединый стан» (1917-1921) - этапное произведение (жанровые обозначения: цикл, сборник, книга). Сборник, книга стихов-более применимые определения: объем (61 стихотворений), «ЛС» представляет собой емкую, многогранную и многоуровневую картину мира, эпохи, картину изменчивых состояний ЛГ. Время, в которое был написал «ЛС». В белом стане МЦ оказалась далеко не сразу, на Февраль она откликается радостно и восторженно. Октябрьский переворот и новые обстоятельства в жизни общества, страны – усиливается ощущение катастрофичности происходящего (МЦ возвращается из Феодосии). Разлука с мужем, неприятие происходящего становится базой для рождения стихов «Лебединого стана». Это именно дневник души человека, автобиографичность на разных уровнях:

- имя Марина (альтер-эго поэта)

- элементы биографии

- другие персонажи – часто родные, близкие, знакомые, друзья ЛГ и самой МЦ.

- воспроизведение реальных жизненных обстоятельств

*Это обеспечивает циклу предельный эмоциональный накал.

В одном из первых стихотворения поэт формулирует назначение цикла «Я эту книгу поручаю ветру и встречным журавлям…». Уровни:

- автобиографический (разлука с мужем)

- обобщенно-философский план (весточка, брошенная современникам)

Время разрухи, разрыва связи. Цель книги «перекричать разлуку» - соотносится с фольклорным жанром заговора. Это в духе времени, поиска новых поэтических форм (Ахматова – жанр мотивы, плача, причитания). Обращение к исходным, архетипичных формам. Внутри жанра заговора, заклинания можно выделить несколько других литературных жанрах, к памяти которых прибегает МЦ.

а) «Белый поход, ты нашел своего летописца» - жанр летописи (но перед нами поэзия, и важны не события, а впечатления), аналог крестового, рыцарского похода против зла, за восстановление христианских истин. Перед нами не летопись-хроника, а мифо-поэтическое описание восприятия белого похода. Сакральные мотивы и символы – центральное место в стихах «ЛС». Белая гвардия – святая рать (символика белого цвета – чистота, непорочность, христианский символ). Интегральный, собирающий образ. Особенности образов белогвардейцев: это новые крестоносцы, поднимающиеся ради светлого дела, они противостоят тьме (романтические категории Добра и Зла, Света и Тьмы), и покровитель их движения – Богородица. Стихи «ЛС» - полемика с «12» Блока (Хрисос возглавляет красное движение). Традиционно в народно-религиозном менталитете – особая привязанность именно к образу Богородицы. Это отчетливо проявляется и в Италии (Мадонна самый любимый персонаж, особо трогательное чувство). Основы мифо-поэтики «ЛС» - проекция на христианский миф. Смысл белого похода – добровольно искупительная жертва во имя спасения ценностей христианской культуры и цивилизации. Это придает трагические тона – Голгофа (это смерть, но смерть только телесная). Крестный путь.

б) жанр причита «И никто из вас, сынки, не воротится»

в) былинная поэтика «белое тело», но телесная смерть не означает поражения, она означает восхождение.

При всем драматизме стихов «ЛС» характеризует не только трагический пафос, есть жизнеутверждающий пафос, мотивы победы, торжества над смертью, мороком. Еще один небесный покровитель белого движения - образ Георгия Победоносца, который символизирует торжество света над тьмой. Победа веры над безверием, жизни веной над бренностью земного, Света над Тьмой. Белое движение отчетливо проецируется на христианское мышление, которое верит в окончательное торжество Добра над Злом. Историко-культурный контекст - покровительство икон в борьбе с врагами. Христианская мифо-поэтика позволяет активно развернуть еще один семантический ряд в восприятии белогвардейцев: они ассоциируются с рыцарями - понятия из рыцарского кодекса: доблесть, долг, честь. «Старого мира последний сон». «За словом долг напишут слово Дон».

Кроме этого МЦ создает еще один важный семантический план: единство народа ради борьбы за свои ценности, свою жизнь. Образ царя как образ сакральный, соединяющий народ, веру, народный дух во имя борьбы с мороком, чумой, обрушившаяся на народ. Формула «Самодержавие. Православие. Народность» поэтизируется, это миф, создающийся исторической героиней ради легитимизации героев белого движения. Версия исторического пути России, историософская концепция, близкая к Волошину и Мережковскому. Обращение к традиционным ценностям (добро, милосердие, справедливость, любовь) – красота и щедрость души ЛГ. Моральную ответственность она возлагает на Петра Великого – царь, который первым расколол свой народ, первая гибель ягненка (убийство отцом своего сына). Это приводит к новому расколу, из жизни уходит любовь в человеку, милосердие, к которым ЛГ взывает. И себя ЛГ отождествляет с царицей Софьей, сестрой Петра, противостоящей своему брату («За Софью – на Петра»). Параллель времен.

Еще одна ипостась героини, объединяющая стихотворения, образующая лирический сюжет, третий лик ЛГ – любящая женщина. Лирический сюжет: поиск, обретение своей любви, своего возлюбленного, установление контакта с ним, возможность обретения в мире распадающихся связей родственной, близкой души. Традиционно-архетипический вид(образ женщины, сопровождающей войны - женщина-спутница, женщина-вечная подруга). Балладный элемент – на обеспечивает защиту, покров любимому, спасая его силой своего чувства и благодаря мистическим связям. Именно дневниковое начало проявляется через этот лик ЛГ – возлюбленной, ведущей свой дневник, отражающей свои метания, приближающие или удаляющие его от предмета любви. «Страна обид»- образ разрухи и хаоса. Дневник переживаний, страстей, повесть о любви к идеальному герою – романтические мотивы. «Семь мечей пронзили сердце… а мое семижды семь»: возлюбленный дороже ей всего, максимальный накал чувств, энергии страсти. Высшая превосходная степень любви к земному герою объясняется тем, что сам герой идеализируются – он из плеяды белых рыцарей (жертвенность). Героиня спешит отдать всю любовь: она верит, что ее заступничество поможет, но она понимает, знает общую предопределенность, обреченность белого дела. И эта двойственность чувства ЛГ делает образы живым и достоверным. «ЛС» выстроен на высочайшем эмоциональном накале, эмоциональном напряжении. Ситуации – катастрофические, пороговые ситуации. Гармония нарушается, но не смотря на хаотичность мира гармония слияния с другим «я» предопределена соединением с возлюбленным, героиня отождествляет себя с ним, становится его двойником. Предельная открытость героини другому «я» - благодаря эмоциональному накалу. Понятие святого воинства предельно расширяется и героиня сама становится его частью. Образ дочери, образ жены-воительницы (героини ВОВ, жены-декабристки, Ярославна). Героиня ассоциирует себя с оружием героя («первой и единой»). Цикл начинается с заговора, и заканчивается заговором (имя на оружие заклинает его). Героиня – заступница, чей голос звучит в защиту и оправдания, в том числе и перед высшими силами, высокого и святого пути белого воинства.

*Для МЦ нет непреложных истин, фанатизма, победы любой ценой, она остается гуманистом, она оплакивает вех, погибших в братоубийственной войне: «Белым был – красным стал - кровь обагрила, красным был – белый стал - смерть побелила». Все они люди, и прежде всего жертвы драмы ГВ. ЛГ как мать.

«ЛС» - одна из самых цельных, самых эмоциональных книг МЦ.

В 20-е годы максимальна творческая интенсивность (первое десятилетие эмиграции):

  1. книга стихов «После России» - продолжение тем и мотивов «ЛС»,

  2. поэмы («Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Воздуха).

В книге «После России» - изменяются параметры лирического субъекта: это прежде всего изменение мироощущения героини – она перестает связывать себя напрямую с конкретным временем и конкретным пространством. Появляется некое виртуальное пространство, не связанное с привычной земной материей, оно расширяется до пределом вселенной. Героиня все менее ощущает связь с реальностью, деталями и подробностями окружающего мира, нарушается связь с другим «я» (последствие душевного кризиса). Этот уровень поэтики, тяготеющей к большей абстракции – в поэме («Марина ушла в заумь» - Ахматова). Конфликт «я» и «мир» приобретает тотальный характер, целиком переносится в недра души ЛГ, в стихах происходит вглядывание в подробности жизни души, которая воспринимается как единственная ценность и подлинная реальность. Ресурсы и потенциал души МЦ исследует и пытается понять до самого последнего. Поэтическая лаборатория: она ищет адекватного выражения в поэтике новому мироощущению своей ЛГ. Различные формы языковых экспериментов приходятся в большей части на 2/2 20-х годов. Реальный мир - поверхностная структура, которая мешает постижению подлинной ценности внутреннего мира ЛГ. Исследование глубинной структуры этого мира связана с проникновением вглубь языка. Поэтому язык нуждается в преобразовании, трансформации, чтобы выразить сущность поисков ЛГ. Движение к сути сознания- всегда движение в глубь языка (поэты-романтики – поиск праязыка). Цветаева 20-х годов – ищущая, экспериментирующая (нарушение форм языка). Поэзия МЦ 2/2 20-х наиболее авангарда (стиль сближается не только с экспрессионизмом, но и с сюрреализмом – особенно поэмы).

М. Гаспаров определил суть этого эксперимента так: «день лирического дневника сжимается до момента, впечатления… и этот центральный образ начинает … не развиваться, а уточняться… стихотворение превращается в нанизывание ассоциаций по сходству…мысль идет не вперед, в вглубь». Поэтика МЦ 20-х годов – поэтика ассоциаций. Мысль идет вглубь за счет проникновения в глубинные пласты слова (морфемные, звуковые ассоциации, дробление слов). Не смотря на то, что в книге стихов «После России» ЛГ идет от мира, и она не может преодолеть одиночества, в числе центральных тем и мотивов остается тема любви-страсти. Драматизм: «земной любви недовесок не способен утолить эту жажду». Энергия любви бесконечна, и трагедия связана с этим противоречием (сближ. с Маяковским).

Цикл «Провода» - кульминация книги «После России» - развивают тему любви, с учетом новых особенностей мироощущения. Провода - интегральный образ цикла:

- связывающие и связующие пространство

- средство связи с любимым через голос во время разлуки

- метафора творчества

- разлука и смерть (проводы и провода)

Не смотря на стремление героини пробиться к любимому, связь непрочна, не приводит к полному обретению другого «я». Образ – голос. Но нет прорыва к реальному пространству, это ситуация виртуального общения, не совпадающая с реальным обретением другого человека. Ощущения полноты связи провода не дают. После того, как не получается полного обретения, провода становятся метафорой творчества, становятся не путем к другому, а путем к самому себе. Даже на графическом уровне коммуникация, провода – на уровне ритма, интонации (прерывистое течение, бег слов и мыслей по проводам), на графическом уровне («Вздохов – проволоками к столбу - телеграфное: лю-б-лю»). Стремление к слиянию голосов и невозможность этого слияния в отчаянном крики, мольбе ЛГ. Голос ЛГ материализуется. Пространственная протяженность слова создает предельное напряжение голоса.

Одновременно мы видим высочайший уровень психологизма, исследование уголков сознания, души ЛГ, которые не могут быть переданы обычным, прежним языком. При этом – экзистенциальный тупик, в котором находится героиня, не смотря на всю энергию любви, с которой она бросается в творчестве. Все остальные пути закрыты (к миру и другому «я»).

Художественные особенности поэм МЦ: это не просто лирические поэмы, они принципиально бесфабульны, бессобытийны. Мир размывается, контуры его искажаются и деформируются, и поэтому говорят, что поэмы наиболее близки к сюрреалистической поэтики – высока степень поэтической абстракции, ассоциативное мышление (цепь ассоциаций).

Не смотря на закрытость от мира и для мира, на протяжении 20-хгодов, начала 30-х годов МЦ ищет выход из экзистенциального тупика. Начало 30-х годов свидетельствует о том, что в какой-то степени ей удается в какой-то степени преодолеть принципиальную замкнутость своего поэтического «я» на себе самом. Возможность контакта с другим «я» (в «Поэме Воздуха» - они исключены), варианты взаимодействия с миром.

Цикл «Двое». Важна не событийная составляющая (почему Елена и Ахиллес не встретились) – созвучие имен и равновеликость душ. Торжествует хаос в мире не встречи с другим, но потенциально эта встреча возможна. Изменение мироощущения. Не-встреча Зигфрида с Брунгильдой, реализованная в сознании героини. Не смотря на драматизм хаотических встреч и не-встреч в мире – слияние душ все-таки возможно.

Цикл Владимиру Маяковскому – чуждый тип отношения к миру, но при этом мощь и силу поэтического таланта она ценила всегда высоко: «любимый враг мой». В цикле происходит примирение поэтов потому что она понимает масштаб его как поэта и обретение другого «я» пусть в драматической ситуации после смерти. Глубинные, внутренние созвучия. Кульминация цикла – 6 стихотворение, представляющее диалог Маяковского и Есенина на том свете, героиня присоединяется к ним и созвучие голосов поражает. Горькая ирония большинства стихов направленна не только на поэта, но и на саму себя. 7 стихотворение – последнее, жанр молитвы «Упокой, Господи, душу, ушедшего врага Твоего».

В 30-е годы – меньшая интенсивность, не собираются книги, есть отдельные циклы (Пушкину, «Стол» и др.).