logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Творчество ю. Олеши

Написал не так много, исчез из литературы в 30-е годы. «Ни дня без строчки». 20-е годы – пик расцвета. Начинает как плеяда писателей. Также из Одессы (Катаев, Ильф и Петров и проч.). Одесса - межнациональная провинция (русское, еврейское, украинское, молдаванское начала) + международный порт. В середине 10-х годов культурная атмосфера Одессы обогатилась за счет того, что туда приезжают такие писатели, как Бунин, Теффи, А.Толстой, А.Аверченко. Богатые литературные традиции + богатый жизненный опыт, знание действительности. Богатая, насыщенная культурная атмосфера Одессы оказала влияние на формировании молодой среды.

Газета «Гудок» - Катаев, Ильф, Петров, Олеша, М.Булгаков. Атмосфера была дружеской, уроки литературного мастерства, игровой стиль (многое берут у Булгакова). Олеша печатал в основном стихи на злобу дня. В такой талантливой артистической среде Олеша считался одним из самых талантливых – он обладал феноменальной способностью творить метафоры. Книжка «Депо метафор». Олеша поражал яркостью, артистичностью видения мира, моцартианское начало.

Ворвался в литературу романом-сказкой «Три толстяка» (1924) – неоромантическая тенденция: Олеша берет вторичную образную модель. Есть модель балагана, цирка, народного театра, в котором творятся чудеса, обретается свобода. Сказочный мир, в котором происходит своя революция. Условный гротескный образ трех толстяков – капитал. Раблезианская метафоричность, гиперболизированные образы. Народ, масса. Стихия, которых три толстяка объедают. И народ восстает. Инициатор – актер Тибул (имя римского поэта-сатирика). Мотивы – сказки Андерсона «Снежная королева» - Тутти уверяют, что у него механическое сердце. Образы из арсенала романтической литературы причудливо используются. Тибул: образ революционного вожака. Главное - артистические манеры поведения. Образы мира, где торжествуют нечеловеческие принципы, культ материального + мир артистизма, игры. Стиль – слог яркий, изящный, красивый, чтобы воссоздать игровую ситуацию, в которой разворачивается борьба.

Следующий этап творческой эволюции писателя: роман «Зависть» (1927), произведение, которое выглядит сугубо романтическим, антитеза идеала и действительности, поляризация образов. Структура романа типологически сходна с «ТТ», но только образы, персонажи и взгляды перевернуты полностью. «ТТ» - романтическая революционна сказка. Романтизм «Зависти» противоположен романтизму «ТТ». Куль пользы и рационализма. Если в «ТТ» главный символ – образ жратвы, воплощенный в образе ТТ, то образ колбасы- главная эмблема положительного начала. Система образов зеркально меняет знаки. Тибул (канатоходец) – о нем косвенно упоминается в «Зависти» («дочь ходит по цветному бульвару…» смог пройти под дождем, оставшись сухим). Двойник – Николай Ковалеров, главный отрицательный персонаж, поэт, шут, прихлебатель. Доктор Гаспар – Иван Бабичев (скромнейший фокусник советский), создает Офелию. Вместо карикатурных ТТ появляется один толстяк Андрей Бабичев, главный положительный персонаж (гимн прагматизму). Суок – Валя, Наследник Тутти – Володя Макаров.

Почему произошел такой переворот? А. Беленков в 50-60-е годы написал книгу об Олеше «Капитуляция советского интеллигента». В романе «З» - автор как бы дискредитирует русскую интеллигенцию, заменяя ее идеалы идеалами тоталитаризма. Сходно с мнением Ахматовой относительно Ильфа и Петрова («два дикаря»). Но нельзя так однозначно трактовать творческий выбор и драму художественного сознания Олеши – мотивы отступлений нужно искать в основах художественной концепции. Контекст времени – НЭП, борьба двух менталитетов (прежним романтических представлением к революции и иным представлением о романтическом идеале). Само время выдвигает требования практицизма. Романтический принцип остался, но в связи с новыми идеалами времени, Олеша перестраивает систему ценностей в рамках своей системы романтических координат.

Сама реальность художественного текста не позволяет выносить четкие оценки, относительно смены системы ценностей. Есть замысел автора и реальность текста и очень часто они не совпадают. Текст чаще оказывается богаче, за счет возможностей потенциального прочтения.

Замысел Олеши: Обличить оторванный от жизни бесполезных пошляков и обывателей, людей, живущих в мире грез и фантазий, вымысла и противопоставить им прагматиков, людей дела, людей абсолютно практичных, которые не смотрят на нюансы человеческой психологии и личности, а которые работают ради счастья и блага народа, массы, коллектива, считая, что сначала надо создать материальное благополучие.

Роман начинается с парадоксальной фразой «Он поет по утрам…» Андрей Бабичев, по своему гармоническая личность, здоровье, жизнеутверждающее начало. Он ассоциируется с идолом. Кумир самого А. Бабичева – колбаса (первая колбаса - подлинное явление чуда, праздник). Намеренно, провокативно отмечаются в герои такие черты: речь казенная, сплошные канцелярские штампы: герой не тратит время на литературные вещи, использует четкие и точные формулы, поэзию находит в цифрах. Образ построен по принципу эпатажа, каждая черта должна вызывать негативные эмоции.

Автор чувствует необходимость реабилитировать, облагородить образ – он отнимает у своего брата девочку Валю и сам ее воспитывает как любящий и бережный отец, усыновляет сироту Володю Макарова и делает из него настоящего человека.

Главное отличие АБ и НК и ИБ состоит в отношении к личности, понимании ситу человека и его приоритетах. Интересно проявляются обе позиции (монолог Николая Кавалевова, в котором представлены эти точки зрения). Кавалеров: «у нас боятся уделить внимание человеку»: за этим монологом скрывается борьба двух концепций:

- один человек ничто (главный проводник – АБ)

- важность человека (Николай Кавалеров)

Идея фабрики-кухни: чтобы все люди жили одинаково, коллективизм (размываются рамки семьи).

Герой-антагонист Кавалеров, и автор делает все, чтобы его дискредитировать. Он бесполезен, он лишний человек, к которому нет сочувствия в теперешнем мире. Он – обломок старого мира.

Антитеза Кавалеров-Бабичев. Кавалеров ровесник века (27 лет), говорит о себе, что он шут, жанры – человек, занимающийся литературным ремесленничеством. НК – человек, который обладает ярким воображением, мастер словесного образа, творческий человек, в его образе Олеша воплотил часть своей личности, который тоже чувствовал себя таким же НК. Ссора в пивной (слово как оружие). Именно через слова – выражает себя как личность. И мы понимаем, что он на самом деле поэт, человек с артистическим видением миром, который умеет раскрывать его в своем слове, при чем это происходит не в отдельных жанрах, он умеет воспринимать мир метафорически. Видит вещи в разных ракурсах. Из обыкновенного восприятия может выстраивать целые сюжеты (колокольный звон). Великолепное признание в любви Вале (образ девушки как ветви «вы прошумели мимо меня, как ветвь полная цветов и листьев»). Идея защиты индивидуализма.

В конце романа - намеренная дискредитация, не вытекающая из логики характера.

Иван Бабичев и Николай Кавалеров – оба фантазеры, великолепные рассказчики, люди старомодные. ИБ переделывает, преобразует реальность. Новелла о детстве ИБ, как он потряс своего отца. Этот человек любит дурачиться, мы получаем удовольствие, читая эти эпизоды. ИБ – идеолог старого романтического мира. В какой-то степени сходит с ума (машина Офелия). Закономерный вопрос, что остается от человека, если мир чувств, творческой свободы и человеческой фантазии оказывается не нужны.

Материальные формы опровержения старых романтиков – в героях нового молодого поколения: Вали и Володи. Модель создания нового человека. Володя видит свою цель в том, чтобы стать машиной (противоположность наследника Тутти): «я человек-машина, я превратился в машину, а если еще не превратился, то хочу превратиться». Чувство любви между ним и Валей четко регламентирован (человек наконец смог овладеть своими чувствами. Но в футбольной игре – азарт, человеческое начало.