logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

1)Художественная философия творчества Есенина 10-х годов.

В центре его внимания мир деревенский, природный. Изначально Есенин выбирался из среды новокрестьянских поэтов, не смотря на то, что его темы совпадали с их темами. Но он трактует их иначе. Он исходит из неразделимости человеческой личности и природы, которую поэт ощущает и эстетически воплощает и лирике 10-х годов. Пантеизм. Мир представляется живым, одушевленным, исполненным смысла. И поэтому так важная поэтика подробности. Есенин уже с 10-х годов постоянно стремится на первый план вынести образы материальные, связанные с природным рядом. Но эти образы не просто должны символизировать красоту русской земли, они изначально семантизированы сами по себе. Есенин один из первых начинает поэтизировать повседневные детали крестьянского быта, и его густонаселенная вселенная имеет также и философское самодостаточное значение. Образы – знаки вечной жизни, одухотворенного бытия.

Уподобление человека природе - не просто традиционный психологический параллелизм, оно выводится на философский уровень. Подобие и взаимодействие со всем живым в мире. В стихах Есенина нередко – перестановка местами человека и природы («Не бродить, не мять в кустах багряных…»). Образ героини: метаморфоза, трансформация («со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коже»). Цветение, яркость жизни на земле. Антропоморфизм (березка как девушка: в поэтическом мире Есенина они – родные сестры, а не символизируют друг друга). Есенин не просто воссоздает традиционный образ деревенского мира с домашними животными, важно, что он наделяет их чувствами, которыми он способен проникаться. «Корова» - смерть коровы очеловечена, коровий рай, элементы сознания животных герой способен тонко почувствовать и вербализовать. Это важнейшая часть мира, в котором живет герой и который он любит.

Важнейшая особенность поэтики – своеобразный универсум бытия. Так, изба становится моделью вселенной. При этом каждая вещь необходима в мире, каждая деталь очень важна. Даже когда Есенин изображает большой космос, он смотрит на него через призму современности, через детали. При этом нельзя сказать, что Есенин изначально такой гармоничный поэт, он изначально – поэт противоречий, он поэт экспрессивного стиля. Для Есенина важно создание ярких, мощных по воздействию образов. Внутренняя противоречивость его лирического героя, непростота душевных состояний и переживаний.

Его лирический субъект неоднороден уже в 10-е годы, ему потребовалась целая серия ликов, личин, ипостасей. Лирический субъект примеряет на себя одежды традиционных архетипических образов – инок (странствующий монах), добрый молодец, разбойник. Их объединяет мотив странствия, пути. Лирический субъект Есенина идет к миру, он движется по Руси. В некоторых образах есть определенный протест, который не желает раскрываться в полной мере, и в то же время инок воспринимает природу как храм, и Русь вписана в этот мир-храм. Героя переполняют силы, и он мучается от ощущения не востребованности и находит выход в образах разбойника, доброго молодца (пример бунтарства). Объект преклонения инока – родная земля, но потом появляется бунтарский дух, потому что герой видит отсутствие гармонии в мире, и пытается найти пути преодоления дисгармонии. Появляются мотивы бессмысленности пути, обреченности. С этим связано восприятие Есенины Революции 1917 года и ее изначальное приятие (возможность преображения мира). Есенин увидел новые способы преображения мира, поиска гармонии между человека и мира, следование евангельских заветам, строительства Царства Божьего на земле («Иорданская голубица» и др.). Есенин воспринимает эпоху новую как время преображения, возможность выхода творческой энергии, построения гармонии в мире.

2) В стихотворениях 1917 - начала 20-х годов проявилась имажинистская поэтика. Имажинизм – это одна их наиболее радикальных ветвей экспрессионизма, ставка на максимальное усиление экспрессивной энергии образа. Стихи о преображении мира – использование библейских образов и мотивов.

К 20 году герой Есенина отчетливо видит, что мир, если и меняется, преображается, то в противоположную сторону, идя от всеобщего блага к разрушению. Лирика начала 20-х годов – плач о мире покинувшем, при чем Есенин видит, что мир гибнет безвозвратно. Прежняя крестьянская Русь, с взаимосвязью всего живого уходит навсегда. «Сорокоуст» - о себе и любимом, близком мире, фиксация ухода этого мира. Есенин отходит о предельной имажинистской выразительности, возвращаются элегические интонации, традиционные для поэта. Красота и гармония в мире обречена на гибель. Утилитаризм, жесткая стальная система. Само человеческое начало уходит из мира. Это не может не вызывать протест.

В разгар революционного хаоса, смуты, разгула страстей Есенин защищая себя и все поэтическое начало, одевает маску хулигана («Москва кабацкая»). Элемент свободы, вольности, независимости от мира. В какой-то степени Есенин начинает подстраиваться под мир, но по-своему. Энергия разрушения оборачивается саморазрушением, она дает свободу герою, независимость от времени, дает возможность высказать протест, но его голосом начинает говорить улица. Процесс саморазрушение героя, который сжигает себя в этом времени (схожесть с Маяковским).

3) 1923-1925 год. Сменяется тональность поэзии Есенина, она становится максимально элегичной. Есенин вне групп и течений, восстанавливает связь с классической традицией русской литературой 19 и 20 века. Лирический субъект пытается изгладить, исправить разрушительные последствия разлада с миром, которые пришлись на годы революции, которые во многом разрушили его душу. Состояние опустошенности, поиск покоя, механизмов восстановления гармонии души человека, по которой прошлись страшные события последних лет («Несказанное, синее, нежное…»). Мироощущение трагично – видит гибель привычного и доброго мира («Спит ковыль, равнина дорогая…» - эсхатологические настроения). Но идеи всеобщей связи мира и человека, гармонии и любви возвращаются в его стихи.

Поэма «Черный человек» - еще один из вариантов поиска выхода из душевного тупика. Это исповедь, одно из самых откровенных стихотворений поэта. Традиционный прием разговора с двойником – основа сюжетной линии. Но Есенин достраивает эту линию до самосуда (обвинитель и обвиняемый). Предельно высок градус самообнажения, самораскрытия, даже самоистязания. Герой на грани сумасшествия, безумия. Пролог – жалоба на свое душевное состояние. Отчасти – возвращение к имажинисткой поэтики. Гротескный, абсурдный, сюрреалистичный образ («голова моя машет ушами как крыльями птица») – знак белой горячки, состояние на грани распада личности. Ритмические повторы – назойливость, сбой мысли («черный, черный, черный»). Адский парадокс – «монах» не защищает душу героя перед Богом, а напротив. Образ страны, где нет Бога, прямая проекция на то, что лирическому субъекту довелось прожить в революционные годы. Мотив авантюриста-только он способен выжить в этих условиях, он органическое порождение того бесовского мира. В финале появляется мистический ночной пейзаж и с ней - ощущение инфернальности, откровения. Герой вглядывается в мир, и приходит к самому себе. Меняется образ, возвращение к истокам, первоосновам. Герой разгадывает загадку черного человека, начинает действовать. Мотив экзерцизма, изгнания дьявола. Черный человек – материализация душевного подполья. В финале - образ человека, который пришел в себя, вырвался из морока.