logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Глава вторая. Литература экспрессионизма. Творчество е. Замятина

Один из наиболее авторитетных и уважаемых писателей 20-х годов, многие годы был председателем петергургского союза писателей. Вхождение в литературу – 10-егоды, начинает в рамках реалистической традиции. Традиция и стремление обновлению. Повести «Уездная», «На куличиках»- традиции РЛ о провинциальной жизни (Горький, Куприн, Бунин), но они воспринимались с оттенком сарказма, как пародия («На куличиках»- пародия на «Поединок», уездная – отчасти пародирует Горького). Парадийность—в активном использовании поэтики гротеска. Абсурдность мироустройства. Привлечен за «клевету и оскорбление русской армии» (за повесть «На куличиках»). Как художник формируется в рамках мейнстрима, реалистической традиции, обновленной Буниным, Куприным, Горьким. Но тяготение к гротеску, связанное со стремлением достичь наибольшего эффекта воздействия на читателя. Творческие поиски проявляются не только на уровне уточнения, корректировки стилевых принципов, но и на уровне жанровой системы (попытки соединения различных жанров, использование элементов житийного повествования, сказа). Особенно Замятин интересуется каноническими жанрами ДРЛ (хождение, патерик и проч). В этом совпадает с Ремизовым. Проза Замятина - поле творческого эксперимента. Пик расцвета творчества1918 - сер 1920-х, когда он создает основную массу своих хрестоматийных произведений, разных по объему. В 23 году пишется роман «Мы», который заставил обратить внимание общественности на Замятина, и в итоге он – один из тех авторов, который формируют каноны жанра романа-антиутопии. Во второй половине 20-х годов: «Наводнение» (новелла, повесть). Кроме того, Замятин остается одним из известных критиков и теоретиков искусства. Отыскивает новый литературный метод, неореализм.