logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Пролетарская поэзия.

Пролетарская поэзия - это течение, которое наиболее активно проявило себя именно в первые годы революции и Гражданской войны и было одним из наиболее популярных. Она была более традиционна и была рассчитана на массовое восприятие. «Пролетарская» - широкий массовый адресат + общественные и политические позиции авторов.

Сформировалась пролетарская поэзия раньше 1917 года (Горький). Уже в 10-е годы начала утверждать себя как особая роль литературного процесса, но в то время ее мало кто воспринимал как эстетический факт, феномен (выглядела как литературная самодеятельность, которой она отчасти и была). Первый сборник 1914 под редакцией Горького, появились первые творческие манифесты, пытающиеся представить пролетарскую поэзию как особое литературное течение. Гаев и Богранов – у истоков.

Новое искусство должно быть создано самими пролетариями и для пролетариев.

Основы пролетарской поэзии:

1)Романтический пафос (у всех авторов)

2)Традиции народнической литературы (реализм)

3)Эстетика модернизма (ос.символистскую поэтика). Новое содержание вкладывают в рамки символистской поэзии (созвучность пролетарской поэзии духу времени, рев преображения мира и построение некой новой утопии).

Основные черты пролетарской поэзии.

1)Тема труда. Труд имеет высокую и благородную цель построения нового счастливого общества. Если раньше он воспринимался как ситуация мучительного изнурения человека (Золя), то сейчас впервые труд становится предметом эстетического восторга, упоения, радости. «Машинный рай» - завод, фабричный цех становится идиллическим пространством (в духе блоковского «Соловьиного сада»). Интегральная тема, вокруг которой собираются остальные образы.

В.Казин – некоторые его стихи пережили свое время, его стихотворение «Рубанок». Тема труда изначально заявлена, но она пластически развивается в стихотворении, затрагивая душевное пространство. Сам банальный процесс работы рубанка передан за счет изощренного звукоподражания, передающего радость бытия, герой сливается в эстетическом чувстве с этим инструментом. Здесь органично проводится психологическая параллель между работой и любовным чувством (стружки и проч.). Нет обреченности, энергия труда дает надежду на возрождение, на встречу, пробуждает энергию. Великолепное перетекание образов.

2) Лирический герой. Энергия жизни, жизнестроительства (не жизнетворчества). Но часто упоение трудом придодит к прямому отождествлению человека с машиной. Девальвация ценности личности как таковой. «Мы растем из железа» - стихотворение простроено на приеме метаморфозы. Образ лирического героя приобретает титанические масштабы за счет слияния с железными машинами и самим процессом производства. Это жутковатая утопия. Верх идеала – отождествление живого человека с бездушной железной машиной.

В роли главного героя пролетарской поэзии выступает рабочий, часто этот образ – собирательный (всемирный пролетарий), фигура часто максимально гиперболизирована, титанизм героя. Сакральные образы подчеркивают способности идеального образа пролетарской поэзии. Важен азарт, восторг, полнота жизни.

Отказ от собственно лирического я (уходит на второй план).

3) Планетарный масштаб поэтического мира (астральное, связанное с расширением пространства поэтической до размеров вселенной, как и гиперболизация способностей человека, который может переделать весь мир и саму Вселенную: «я курс Вселенной») – еще одно проявление романтической символики.

В целом можно сделать вывод, что для ПП характерна экстатическая поэтика – поэтика экстаза.Она предельно экспрессивна, чтобы передать ощущение силы энергии преобразования мира.

Знать 2-3 произведения одного или нескольких авторов.