Пролетарская поэзия.
Пролетарская поэзия - это течение, которое наиболее активно проявило себя именно в первые годы революции и Гражданской войны и было одним из наиболее популярных. Она была более традиционна и была рассчитана на массовое восприятие. «Пролетарская» - широкий массовый адресат + общественные и политические позиции авторов.
Сформировалась пролетарская поэзия раньше 1917 года (Горький). Уже в 10-е годы начала утверждать себя как особая роль литературного процесса, но в то время ее мало кто воспринимал как эстетический факт, феномен (выглядела как литературная самодеятельность, которой она отчасти и была). Первый сборник 1914 под редакцией Горького, появились первые творческие манифесты, пытающиеся представить пролетарскую поэзию как особое литературное течение. Гаев и Богранов – у истоков.
Новое искусство должно быть создано самими пролетариями и для пролетариев.
Основы пролетарской поэзии:
1)Романтический пафос (у всех авторов)
2)Традиции народнической литературы (реализм)
3)Эстетика модернизма (ос.символистскую поэтика). Новое содержание вкладывают в рамки символистской поэзии (созвучность пролетарской поэзии духу времени, рев преображения мира и построение некой новой утопии).
Основные черты пролетарской поэзии.
1)Тема труда. Труд имеет высокую и благородную цель построения нового счастливого общества. Если раньше он воспринимался как ситуация мучительного изнурения человека (Золя), то сейчас впервые труд становится предметом эстетического восторга, упоения, радости. «Машинный рай» - завод, фабричный цех становится идиллическим пространством (в духе блоковского «Соловьиного сада»). Интегральная тема, вокруг которой собираются остальные образы.
В.Казин – некоторые его стихи пережили свое время, его стихотворение «Рубанок». Тема труда изначально заявлена, но она пластически развивается в стихотворении, затрагивая душевное пространство. Сам банальный процесс работы рубанка передан за счет изощренного звукоподражания, передающего радость бытия, герой сливается в эстетическом чувстве с этим инструментом. Здесь органично проводится психологическая параллель между работой и любовным чувством (стружки и проч.). Нет обреченности, энергия труда дает надежду на возрождение, на встречу, пробуждает энергию. Великолепное перетекание образов.
2) Лирический герой. Энергия жизни, жизнестроительства (не жизнетворчества). Но часто упоение трудом придодит к прямому отождествлению человека с машиной. Девальвация ценности личности как таковой. «Мы растем из железа» - стихотворение простроено на приеме метаморфозы. Образ лирического героя приобретает титанические масштабы за счет слияния с железными машинами и самим процессом производства. Это жутковатая утопия. Верх идеала – отождествление живого человека с бездушной железной машиной.
В роли главного героя пролетарской поэзии выступает рабочий, часто этот образ – собирательный (всемирный пролетарий), фигура часто максимально гиперболизирована, титанизм героя. Сакральные образы подчеркивают способности идеального образа пролетарской поэзии. Важен азарт, восторг, полнота жизни.
Отказ от собственно лирического я (уходит на второй план).
3) Планетарный масштаб поэтического мира (астральное, связанное с расширением пространства поэтической до размеров вселенной, как и гиперболизация способностей человека, который может переделать весь мир и саму Вселенную: «я курс Вселенной») – еще одно проявление романтической символики.
В целом можно сделать вывод, что для ПП характерна экстатическая поэтика – поэтика экстаза.Она предельно экспрессивна, чтобы передать ощущение силы энергии преобразования мира.
Знать 2-3 произведения одного или нескольких авторов.
- 4 Курс, первый семестр. Оглавление
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. 2
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов. 6
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов 15
- Введение. Периодизация русской литературы хх века и ее место в историко-литературном процессе.
- Раздел I. Литература периода Гражданской войны. Глава первая. Культурная атмосфера и историческая ситуация в годы Гражданской войны.
- Глава вторая. Публицистика периода Гражданской войны
- Глава третья. Поэзия периода Гражданской войны (1917 - начала 20-х годов).
- Пролетарская поэзия.
- Новокрестьянские поэты
- Н.Клюев (1884-1937)
- Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов.
- Глава первая. Творчество в.В. Маяковского
- Глава вторая. Творчество с.А. Есенина
- 1)Художественная философия творчества Есенина 10-х годов.
- Глава третья. Поэзия «романтиков Октября»
- Глава четвертая. Поэзия наследников Серебряного века
- Поэзия м.И. Цветаевой
- Творчество б.Л. Пастернака 20-30-х годов
- Раздел III. Основные тенденции в прозе 1920-х годов
- Глава первая. Романтическая традиция в прозе 1920-х годов Поэмы в прозе как жанрово-стилевая тенденция в литературе 1920-х годов.
- Творчество ю. Олеши
- Творчество б. Пильняка
- Глава вторая. Литература экспрессионизма. Творчество е. Замятина
- Критические и литературоведческие работы.
- Роман «Мы»
- Глава вторая. Судьбы реалистической традиции Творчество м. Горького 20-х годов