logo
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Творчество б.Л. Пастернака 20-30-х годов

Культурные основы творческой индивидуальности. Основные элементы поэтической системы, образ мира в его лирике. Элементы экспрессионистской поэтики, ассоциации. Уровень концептуальный, философский вопрос соотношения времени и вечности. Философия творчества.

Пастернак, не смотря на коренное обновление его поэтики в к30-40-е годы –удивительно цельная фигура с точки зрения последовательной реализации в художественном слове своего мироощущения. Формирование поэта как личности и творческой индивидуальности. Один из самых культурных, рафинированных поэтов. Связь с музыкой (Скрябин). Два года серьезно живет в Германии. Пастернак в 10-е годы – увлеченность поэтическими экспериментами роднит его с футуристами. Но в чистом виде экспрессионистическая традиция – значительней. Он всегда искал максимаьную выразительность слова, которое бы запечатлевало эмоцию. Письмо яркое, яростное. Один из ключей творческой индивидуальности Пастернака дал Чуковский: «неистовый, необузданный восторг бытия». (особенно 10-30- годы). Гимн жизни, влюбленность в жизнь, бурный поток эмоций в сложной ассоциативной метафорической форме выраженный.

«Сестра моя, жизнь» четкую однозначную событийную логику выстроить сложно. Художественную концепцию текста нужно улавливать в системе перетекающих ассоциаций. Общий пафос, тональность – состояние восторга перед окружающим миром. Первая формула стихотворения «Сестра моя - жизнь» - в сильной позиции, один из ключей к пониманию стихотворения. На равных – поэт и жизнь, жизнь – как родной человека, семейное, домашнее отношение к жизни. В конце – противопоставление другому мироотношению. Домашнее, дружелюбное и восторженное мироощущение поэта не приемлет холодный и отчужденный взгляд на жизнь. Герою хочется оглядеться в жизни, понять ее. Появляются краски и цвета, которые несут на себе печать восприятия мира по законам красоты. Но не намеренно эстетизированного мира, а естественного, живого, повседневного. Образ грозы как знак буйства жизни, веселья, яркости, воплощение жизненныхсил. Человеческое и природное однородно (глаза и газоны). Все ассоциации в высшей степени характерны для мироощущения П. То, что кажется серым, привычным, обыденным, поэт превращает в торжественную литургию бытия (образ священного писания). Ветка – дерева и железнодорожная. Живое - саркально. Камышенская ветка – одна из дорог, ведущих Поволжье. Но банальная пригородная поездка оборачивается открытием мира, жизни, путешествием. На всенаправленна энергия восторга. Влюбленность в жизнь и превращает эту жизнь в святыню для ЛГ. КогдаП изображает внутренний мир ЛГ, он это движение в поезде дает экспрессионистичсеки – ему кажется, мир движется вокруг него, а он смотрит на мир изнутри. И у П именно такоевидение мира. Мир несется, бросается навстречу ЛГ. Момент слиянности ЛГ с миром. Программная эмблема первой книги П и его раннего творчества.

Особенности:

1) Наблюдательность, созерцательность, стремление погрузиться в мелочи, которые будут создавать яркие, пестрые детали бытия. Роднит с английским барокко (Джон Донн).

2) Кроме внимания к деталям окружающего мира – особенность «эмоциональный захлеб», который оборачивается иногда некоторой логической невнятностью. Сплошной поток перетекающих ассоциаций. Имитация стремительного перетекания эмоций.

Технологи воспроизводства ассоциаций

Чаще всего ассоциации развиваются не линейно. У Пастернака возникает образ, метафора, ассоциация, из нее пропастает следующая, но каждая из последующих может давать целую цепочку новых образов. В этом сложность восприяния. Между первым и последними образами образуется большая дистанция, опосредованная и условная связь. «Опускание того или иного ассоциативного звена» также порождает трудности (необходимо максимальное сотворчество). Эту сложность П пытается компенсировать экспрессией. Мир переполнен до отказа и вызывает цельное эмоциональное впечатление.

«?» Две реальности, два противоположных мира: лодка (ивы, уключины) ударяется о берег + человека внезапно охватило чувство влюбленности. Во второй строфе детализируется берег - мы вслед за ЛГ выходим на берег. Образ: ромашки-шубы-поцелуи-звезды. 3 строфа - движение от земли к небу. Ассоциации мифологического характера. Любовь к девушке неотделимо от любви к миру как таковому. В конце появляется кроме пространственных образов - открывается временной масштаб. Любовь и мгновенна, и вечна.

ЛГ Пастернак через цепь ассоциацию открывается нам в полном мере в непосредственных своих ощущений. Любовь переводит человека в хронологию вечности. Нераздельность в мире вечного и сиюминутного.

Младшее поколение Серебряного века – поэтика ассоциаций. Стиль зрелого Мандельштама похож на раннего Пастернака. П 40-х годов напротив тяготеет к раннему Мандельштаму. Разные векторы развития.

Особенности ЛГ в поэзии П.

ЛГ – это человек полностью, до последней клеточки души и тела соединенный, слитый с миром. Буйство полноты мира и буйство чувства лирического героя. ОГ идет к миру с чувствами, которое формирует в нем созерцание этого мира. Грозовая, вихревая вселенная, в дожде, сирени, пении птиц – в центре поэтического мира П. Место ЛГ – посреди нее. Герой экзальтированный, захлебывающийся ощущениями и одновременного он и ненасытен и щедр. Ненасытен потому что он никогда не заполняется до конца, впитывая радость бытия, в мире нет ничего не важного, неинтересного. Щедр в своей открытости, распахнутости навстречу миру и людям. Отдает энергию миру и людям. ЛГ и мир, душа и вселенная эквивалентны, это явления одного уровня, одного порядка. Поэзия - искусство метафоричное, но было бы примитивно понимать, что кипящая, бурная сиреневая Вселенная всего лишь овнешнение души героя, это не так. Вселенная поэзии П является такой же важной ценностью, как и душа. Это вещи равновеликие. Созвучие перетеканий внешнего и внутреннего миров. НЕ случайно поэтому появляется впоследствии поэтическая формула в стихотворении Пастернака («ты времени заложник в вечности в плену»). Любое пространство – часть мироздания, и потому все важно. Мироздание может состоять изкомнаты, асфальтовой орожки, стульев (не только звезды и облака). Отсюда – формула «и через дорогу … перейти, нельзя не топча мирозданья». Трепетное, уважительное отношение к деталям. Окружающий мир имеет ценностный смысл. Время ЛГ П воспринимает в масштабах вечности по той же логике. Герой живет одновременно и здесь и сейчас, и ощущает это как величайшую ценность, считая частью общего потока времени, частью вечности. «Какое милое у нас тысячелетье на дворе». Вечность воспринимая не пафосно, не торжественно, а обыденно, через призму сегодняшнего дня. Родственные, свойские отношения с временем, без всякой наигранности. Философия, реализующаяся в характере и моделях поведения ЛГ, согласно которой человек живет одновременно здесь и сейчас и одновременно во Вселенной и вечности. Эта концепция пройдет через все творчество Пастернака.

Философия творчества, понимание Пастернаком искусства.

Основные принципы Пастернака-художника. Понимание поэзии как процесса упоения жизнью через слияние, созвучие, родство. Именно поэтому творчество – поэтизация всего, что составляет жизнь. «Определение поэзии» - образы направленные на формирований эмоциональных впечатлений. Горошины напоминают ноты. Моцартовская музыка. Синтетический образ: поэзия – все, вокруг героя. П утверждает, что творчество – не просто запечатления окружающего мира, но и создание нового мира. Бетховен. Языческое поклонение жизни. Против всяких разрушений чуда жизни.

Дальнейшие попытки – напряженность и рыхлость книг, затрудненность диалога (обстановка).

1917 год «Сестра моя – жизнь». Исторические события подвергли испытаниям его взгляды. Стихотворение «Русская революция» (1918). 1917 год ЛГ воспринимал с надеждой, но потом разочаровывается в Революции. Образ Ленина, который вызывает ряд ассоциаций. Финальный образ – «рельсы из людей», предвосхищение комсомольской поэзии. Большевистская модель оказалась неприемлемой для П, он видит разрушение чуда жизни. Он стремился увидеть преображение советской власти, миросозидательное начало и примирить свою концепцию с режимом. О реальных исторических событиях рассуждает в категориях органики бытия. Но 40-50-е «Доктор Живаго» - это приговор эксперименту над жизнью. 40-50-е – время активизации работы с лироэпическими жанрами (поэмы «Высокая болезнь», «1905», «Лейтенант Шмидт», лирический роман «Спектовский»). «1905» и «Лейтенант Шмидт» - поэмы о революции, опыт поэтического исследования. «Спекторский» - вариант Евгения Онегина, роман о современнике П, молодом человеке из интеллигентной семьи, который стремится быть полезным, но чувствует себя выброшенным за рамки (вариант лишнего человека). Редкое, интересное масштабное лирическое полотно.

«Лейтенант Шмидт» - символ перехода П к новому поэтическому типу мышления. В 20-е годы П пытается писать фабульные лирические вещи. Поэмы и роман можно рассматривать как творческую лабораторию, без которой не было бы романа «Доктор Живаго». Для П образ Шмидта важен тем, что он не романтический герой, а личность порядочная, человек, вслушивающийся в мир, который осознал, что не может противиться органическим явлениям, происходящим перед революцией. Именно такой герой, личность, которая ощущает свою роль в том, чтобы сохранить верность человеческим принципам, принципам любви к миру и человека, не смотря на то, что творится, и принимать вызовы истории. Глава 1: детали реальности (ипподром) + ощущение грозы как состояние мира. 3 глава – невероятное совпадение ощущений человека и мира. Нужность мира человеку и человека миру. Финал ЛШ – исповедь героя.

40-50-е годы: поиск неслыханной простоты.