logo search
УМК Лит-ра15

1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.

Лермонтов М.Ю. (1814-1841) – поэт, прозаик, драматург. Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь.

В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. В лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой...»). Поэтому его стихи 1830-1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы.

В 1830 —1831 годах раннее лирическое творчество Лермонтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третьего лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). В 1832 году Лермонтов оставляет университет и предполагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведении.

Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836.

Имя поэта Лермонтова стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Будучи под арестом, поэт пишет несколько стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь».

В марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвардии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Результаты наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставятся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем».

Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838-1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина.

В 1837 году увидела свет «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным, и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри». Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой нашего времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений. За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик.

Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года.

Лирика любви в творчестве Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...» и др. Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание ей в любви. Изучение баллады «Три пальмы», или «Восточного сказания», как определил ее поэт, чрезвычайно важно для постижения внутреннего мира Лермонтова, ощущаемой им человеческой катастрофы.

Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим обществом тесно связаны в поэзии Лермонтова с мотивами узничества, несвободы. В романтическом ключе они развиваются и в лирике Пушкина, и в произведениях раннего Лермонтова. Тема одиночества развивается и в аллегорическом стихотворении 1841 года «На севере диком стоит одиноко...». Стихотворение «Сон» - стихотворение, в котором поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Главный долг его - воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет даётся в стихотворении «Журналист, читатель и писатель». В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Лирике Лермонтова второй половины 30-х-40-х годов свойственна новая направленность. Начинается, как ни странно, для молодого, не достигшего и 30 лет человека, подведение итогов пережитого. Теперь всё чаще и чаще лирический герой оказывается во власти Думы, Памяти, передающих не конкретные впечатления, а состояние души. «Царство дивное» поражает нас во многих поздних лирико-философских стихотворениях. Среди них - «Гляжу на будущность с боязнью...» (1837г), «Как часто пёстрою толпою окружён» (1840г), «И скучно, и грустно» (1840г), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г), «Выхожу один я на дорогу...» (] 841г) и другие.

Зрительные впечатления преобразуются в лирическое раздумье, где реальные образы становятся воплощением общих особенностей бытия. Именно так воспринимаются многие стихотворения, как «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841).

Стихотворения для чтения и анализа: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также пять стихотворений по выбору.