logo search
УМК Лит-ра15

2. Роман-эпопея «Война и мир».

Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). «Война и мир» — русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый, жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805—1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем порядке: I том - 1805 г II том - 1806-1811 гг. III том-1812 г. IV том — 1812—1813 гг. Эпилог— 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена картина жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального Духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни охраны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, в поместьях Лысые Горы, Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (Ш и IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIX века, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны

Главные действующие лица романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов – выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. Как и многие мыслящие люди в первые годы XIX века, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина.

Образ Наполеона – одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Толстой следовал сознательному намерению совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост. Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.

Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданической критики: «Царь есть раб истории».

Психологизм романа. В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств. Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ действий Кутузова. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого. В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны. Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого». В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие воины, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться.

Очень глубоко раскрываются Толстым в романе проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти, обозначается выявление опасности своеволия и прагматизма. На примере многих героев Толстого мы можем раскрыть толстовское понимание свободы как ответственности за совершенный выбор.

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».