logo search
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Соловьиный сад»

В романтической поэме «Соловьиный сад» А.А. Блок рисует два противопоставленных друг другу мира Первый характери­зуют зной, слоистые скалы и илистый берег моря. Это обыден­ный мир человеческого существования, наполненный каждо­дневным тяжким трудом. А рядом с ним расположен мир иной, волшебный, возвышенный и утонченный. Это дивный сад с про­хладой, соловьиными трелями и прекрасными розами и песнями. Именно в него норовит свернуть упрямый осел героя поэмы.

Что же символизирует утонченный романтический образ «соловьиного сада»? На этот вопрос читатель получает более конкретный ответ во второй главе поэмы, где возникает образ женщины в белом, которая зовет лирического героя своим пеньем и манит круженьем.

А.А. Блок показывает, как бедна и однообразна жизнь оди­нокого человека и как она может преобразиться, когда в сердце героя поселяется любовь. В третьей главе волшебные чары со­ловьиного сада распространяются уже и за его ограду. «Знако­мый, пустой, каменистый» путь начинает казаться лирическому герою поэмы «таинственным», так как приводит к манящей ог­раде. Розы из «Соловьиного сада» опускаются все ниже. Сердце подсказывает, что надо войти в сад и стать там желанным гостем.

В четвертой главе лирический герой наконец решается отво­рить прежде казавшиеся неприступными двери. И, к его удивле­нию, они открываются для него сами. Райское блаженство ожи­дает в саду лирического героя. Образ счастья рисуется в подчеркнуто романтических тонах: прохлада лилий, однозвучная

песня ручьев и сладкие трели соловьев, звон запястий и, наконец, ощущение опьянения вином и золотым огнем. Лирический герой забывает о своей работе, об оставленном за оградой осле.

Однако в пятой главе автор восклицает: «Заглушить роко­тание моря Соловьиная песнь не вольна!». Эти строки подчер­кивают суть блоковского понимания счастья. Никакое высшее наслаждение (даже любовь) не может заменить человеку ощущение выполненного долга, понимание того, что он нахо­дится на своем пути. «Соловьиная песнь» в данном контексте может восприниматься как символ мечты о личном счастье, о любви, о праздных утехах. «Море» же, как это и принято в классической литературе, символизирует жизнь в широком смысле, устоявшийся миропорядок. Если в первой главе по­эмы, когда герой ломает скалы и перевозит их куски на осле к железной дороге, морс ведет себя благосклонно, мирно, начи­нается отлив, то в пятой главе оно рокочет, силясь быть ус­лышанным. И душа лирического героя спешит на шум прибоя.

В шестой главе герой покидает спящую возлюбленную и идет на жалобные крики осла и мерные удары волн. Лишь шипы прекрасных роз. «точно руки из сада», пытаются удержать его.

В седьмой главе героя поэмы ждет тяжкая расплата за то, что он нарушил долг: морской прилив уничтожил его дом на берегу. Л его рабочее место занял другой человек. За кратко­временное счастье пришлось заплатить всем, что имел. Это ответ на вопрос, поставленный в третьей главе поэмы: «Нака­занье ли ждет иль награда. Если я уклонюсь от пути?».

Таким образом, основным композиционным приемом в поэме выступает антитеза, которая распространяется не толь­ко на организацию художественного пространства поэмы, но и на звуковые образы. Наряду с общефилософской трактовкой поэмы в критике существует мнение о том, что в ней содер­жится полемика Л.А. Блока со сторонниками «чистого искус­ства». В этой связи «Соловьиный сад» можно понимать как отказ от изображения проблем исторической реальности, уход в некое идеальное пространство и сужение задач современно­го автору искусства. 124