logo search
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».

Воен­ные рассказы Толстого были написаны очевидцем и участником событий, знавшим военный быт и чув­ствовавшим характер войны, поэтому в них заметна докумен­тальная основа, во многом приближающая рассказы к жанру очерка, популярного в литературе середины века.

Участие в военных действиях расширяло реальный жизненный опыт Толстого и ставило перед ним новые нравственные и художественные задачи. Одной из таких задач было наблюдение над тем, как раскрывается личность человека в необычных условиях, в свя­зи с этим перед писателем встал вопрос о природе человече­ской храбрости.

Военную тему Толстой продолжил в севастопольских рассказах («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), материалом для которых послужило писателю его пребывание в осажден­ном Севастополе и участие в обороне города. В 1854 г. Толстой подал рапорт с просьбой перевести его в Севастополь, как он записал в дневнике, «из патриотизма», когда Англия, Фран­ция и Турция высадили морской десант в Крыму. Основа содержания севастопольских рассказов — описание хода обороны города, истинного героизма и патриотизма, проявлен­ного его защитниками, выполнившими свой долг перед ро­диной.

Названия рассказов напоминают датировку записей из днев­ника офицера — очевидца происходящего. В своих произведе­ниях Толстой не только с документальной точностью передает события, описывает приметы жизни осажденного города, рас­сказывает о судьбах отдельных людей, участвующих в оборо­не, но вводит и еще одного героя, главного для себя, «который всегда был, есть и будет прекрасен» — правду. Пишет на грани художественного и документального, с большой степенью психологизма и натурализма. Он показывает войну как страшное горе. Такие натуралистические зарисовки должны были противопоставить страшные события, смерть, героизм, жертвы солдатов, трагизм на поле боя и ту жизнь, которая разворачивалась в паре километров, где про войну говорят в позитивном ключе, что смерть товарищей открывает новые возможности.

Автор в прямом публи­цистическом отступлении подчеркивал, что хочет показать войну «не в правильном, красивом и блестящем строе», «с раз­вевающимися знаменами и гарцующими генералами», а «в на­стоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Публицистический пафос севастопольских рассказов обнару­живается в небольших по объему авторских отступлениях и в особо подчеркнутой форме авторского обращения к чита­телям, которых он как бы ведет по осажденному городу («вы увидите...», «вы услышите...»).

В севастопольском цикле Толстой продолжает соединять описание важного исторического события с рассказами о кон­кретных людях. На примере выделенных им отдельных чело­веческих судеб он ставит важнейшие нравственные вопросы: различные проявления истинного героизма и патриотизма (братья Козельцовы), подлинная и показная храбрость, карь­еризм и тщеславие (офицеры Михайлов и Калугин), высокое и неповторимое значение жизни каждого человека (смерть Праскухина).

Толстой использует в цикле развернутые, обширные пейзажи, которые воспринимаются как за аналогией, так и путем противопоставления.