logo search
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

Интересно, что Б.Л. Пастернак долго искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Ду-доров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было от­казано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому относится к так называемой возвращенной литературе.

В центре произведения — судьба интеллигенции в рево­люции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго — человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно со­храняет старинное окончание, которое словно свидетельствует о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» — старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман на­чинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, пре­данный идее. Его судьба в произведении складывается траги­чески. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категория­ми. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказы­ваются жертвами революции. Революционные события в ро­мане вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судь­ба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный компози­ционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это став­шая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели свя­заны с темой невзгод и смерти.

В произведении также немало тонких пейзажных зарисо­вок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Жива­го — дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак по­казывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпо­ху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовно­го оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Воз­можно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.

Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нрав­ственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.