logo search
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.

Федор Михайлович использует художественные детали, точно передающие атмосферу происходящего. Уже в начале произведения можно заметить богатство цветовой символики, позволяющей лучше раскрыть душевное состояние героев. Во всем городе преобладает желтый цвет, что подчеркивает нездоровье и болезненность общества: "Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями". Так же особо можно выделить "голубые глаза" Сони, означающие чистоту и непорочность, несмотря на те унижения, которые ей пришлось пережить. Огромную роль в этом произведении играет портрет. Хотя портрет несколько статичен и описателен, но выделяется главное – глаза, которые постоянно меняются: "прекрасные темные глаза", "воспаленный взгляд", "лихорадочно блестят", "взгляд становится сухим, острым", "помертвевшие глаза", "слезы счастья в глазах"; (так меняются глаза Родиона Раскольникова на протяжении всего романа. Это говорит и о том, что мышление главного героя поменялось, его теория была опровергнута самой жизнью.)

Почти в самом конце произведения мы видим Сибирь, именно в этот момент мы замечаем, что Раскольников прозрел, осознал свою вину… Так же Достоевский вложил огромный смысл в фамилию героя.

Крест, который дает Соня Раскольникову, как символ веры, лезвие топора- как знак противостояния, знак того, что герой губит себя. Сны Раскольникова символизируют крах теории.

В произведении присутствуют христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. "Воскрешение Лазаря", когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал и дьявол предал". Достоевский с помощью художественных деталей: цвета, описаний природы, символов и композиции, – наиболее ярко преподнес читателю роман, его смысл.

Расстановка действующих лиц в «П и Н»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый  мир, внутри которого действуют особые законы особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – «бывший студент». Бывшим студентом является и Разумихин. Бывший чиновник Мармеладов. Его дочь Соня – бывшая «барышня». Малыши Катерины Ивановны бывшие «дворянские дети». Свидригайлов - бывший помещик .

Почти все герои не заняты конкретным делом. Это равнодушие к жизни и неспособность найти себя в ней у Раскольникова достигает крайней точки. Насущными делами своими он совсем перестал заниматься» – сказано в начале романа.

Совершенно по-иному представлена в романе Достоевского семья. нет ни одной семьи, почти все герои – члены распавшихся семейств, а большинство женщин – вдовы (мать Раскольникова, его квартирная хозяйка, ростовщица Алена Ивановна). Второй раз становится вдовой Катерина Ивановна. Даже «благополучный» (в начале романа) дом Свидригайловых постигнет беда и он перестанет существовать. Все семьи в романе либо распадаются, либо не создаются, не могут возникнуть. (Неудачным становится сватовство Лужина к Дуне, хотя он появился в романе как жених. Раскольникову также не суждено было жениться на дочке квартирной хозяйки. Миражом оказался и предсмертный проект женитьбы Свидригайлова на шестнадцатилетнем «ангеле», которого готовы продать ему алчные родители.) Единственная семья, судьба которой на фоне других сложится удачно, – семья Дуни и Разумихина, но она остается за пределами непосредственного изображения.)

Почти все герои «Преступления и наказания» предстают «вечными странниками».

Большинство героев романа выпадают из нормальной жизни, принимая друг друга за сумасшедших.( На грани душевного расстройства почти на всем протяжении романа находится Катерина Ивановна. Если Соня воспринимает ее как ребенка, то многие видят в ней сумасшедшую. Вместе «со смыслом и умом» мелькает «как будто и безумие» и в глазах Мармеладова. Не раз принимают друг друга за безумцев и Раскольников с Соней. «Безумие», «сумасшествие», «помрачение разума» Раскольникова обсуждали Зосимов и Разумихин. Даже со строгой трезвостью оценивающий преступника Порфирий Петрович говорит, что его поступок «по совести, оно помрачение и есть». «Это помешанный», – говорит и думает Раскольников о Свидригайлове. А Свидригайлов в свою очередь убежден, что Петербург – «город полусумасшедших»).

Жизнь на грани срыва отличает многих героев произведения. Эмоциональный настрой почти всех персонажей – отрицательный. И центром конфликта является Раскольников – классический образец типа «озлобленных героев» Достоевского.

Хронотоп и прочая хрень сраного Достоевского в его супер-крутом романе «П и Н»

Любая сцена, любая деталь романа имеет сложный, двойственной характер. С одной стороны, перед нами точно воссозданная реальность петербургской жизни 60-х годов прошлого века. Но непосредственно в этом «будничном» художественном мире воплощен и иной мир, в котором открываются пространственные и временные перспективы, в котором все имеет общемировой, всечеловеческий характер.

Эта двойственность повсюду выступает в диалоге, непрерывно совершающемся в романе. Казалось бы, речь идет только о преступлении нищего студента, но вместе с тем все время чувствуется, что мы соприкасаемся с последними, конечными вопросами человеческого бытия и сознания. Эта двойственность пронизывает и само пространство и время .Действие «Преступления и наказания» очень сложно по своей природе. Его нельзя понять как последовательное и прямолинейное движение во времени, где одно просто вытекает из другого. Это действие совершается в необозримом пространстве, где оно может свободно менять направление, забегая в будущее и возвращаясь в прошлое, развиваться сразу в нескольких измерениях( например, сцена убийства - очень существенный рубеж в движении романа, рубеж, перешагнув через который герои оказываются как бы в ином мире. Но вместе с тем на протяжении романа выясняется, что в известном смысле все уже совершилось еще до убийства.)

Так, в сознании Раскольникова постоянно маячит мысль о том, что он все пережил заранее; для него уже не новы мысли и чувства, обнаженно выступившие после убийства. (ПР:Когда Раскольников, даже не посмотрев на украденные вещи, прячет их, у него проносится в мозгу: «Да, это так, это все так»Он, впрочем, это и прежде знал, и совсем это не новый вопрос для него; и когда ночью решено было в воду кинуть, то решено было безо всякого колебания и возражения, а так, как будто иначе и быть невозможно».) Или, размышляя о крахе своей теории убийства, Раскольников говорит себе: «Я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!».Признаваясь Соне Мармеладовой в том, что он убийца, Раскольников говорит:

«- Тебе, одной тебе. Я тебя выбрал... я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал». (Навожу примеры, чтоб можно было хоть один вписать в билет, чтоб утверждения не были голословны).

Наказание в романе чуть ли не опережает преступление. В романе нет прямолинейной причинно-следственной связи в развитии действия (как нет и однонаправленного движения времени):

«Вдруг он вздрогнул: одна, тоже вчерашняя, мысль опять пронеслась в его голове. Но вздрогнул он не от того, что пронеслась эта мысль. Он ведь знал, что предчувствовал, что она непременно пронесется, и уже ждал ее; да и мысль эта была совсем не вчерашняя».

Здесь словно сомкнуты прошлое, настоящее и будущее, а причина и следствие свободно меняются местами. оказывается, герой уже давно, в прошлом знал о своей последующей, будущей реакции на эту вот сейчас, в настоящее время проносящуюся в голове мысль. В этом небольшом отрывке сжато воплотилась «художественная структура» времени, свойственная роману в целом. Поэтому и можно утверждать, что наказание чуть ли не предшествует преступлению. Совмещая прошлое, настоящее и будущее Достоевский переносит нас в особый временной мир, соответствующий «всечеловеческому» смыслу романа.

Психологизм Достоевского

Достоевский употребляет множество приемов психологического анализа с тем, чтоб полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из нихявляется изображение героя с внешней и внутренней стороны. Автор рисует намп ортрет героя - Родиона Раскольникова, бывшего студента, який задумал совершить идейное преступление - убить старуху-процентщицу, чтоб избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой - умный, внешне приятныймолодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после - это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающим людей и сторонящийся их. Духовная смерть заметна во всем его облике. Особое место в описании внешности героя занимают глаза. (Именно глубокие темныеглаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу.) К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. (Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.) Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. (чтоб показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианского смирения и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожих на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.) Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят Описанные в романе события. (Это не столица большой страны, не город блестящего высшего света, а это город "бывших людей".). Большое место уделено и раскрытия внутреннего мира людей, населяющих роман. Внутренние монологи героев - вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих глубже проникнуть в подсознание героя.

Толстой