logo search
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov

Творчество б. Пильняка

Писатель яркий и интересный, был сразу отмечен современниками, один из лидеров прозы 20-х годов (Председатель Совета писателя). Творчество Пильняка сравнительно недавно стало предметом целостного осмысления. «Повесть непогашенной Луны», но творчество больше, шире, разнообразней. Монография Ампиловой и Лейдермана (эволюция). Один из наиболее экспериментирующих писателей в рамках своего времени. Рассказы 10-х:

- монументальные рассказы, близкие горьковской традиции;

- проза символистов – одним из учителей считал А. Белого (мистицизм рассказов);

- европейский стиль модерна («Сперанцо»);

- экспрессионизм («Повесть непогашенной Луны»).

Роман «Голый год». Это произведение, которое можно соотнести с тенденцией «поэмы в прозе», традицией орнаментальной прозы (ремизовская школа), при этом очень сильно влияние традиций экспрессионизма, символистская поэтика. Пильняк пишет о современности - центральный образ романа и образ мира, который строится по законам хаоса - образ революционного, всеохватывающего, вселенского хаоса. Поэтому он отходит от классической, традиционной канвы повествования и обращается к опыту романа символистского, в архитектонике. «ГГ» - произведение симфонического типа. Симфония предопределяет выделение главных тем и развивающих их лейтмотивов. В соответствии с характером именно симфонической композицией «ГГ» имеет четко выраженную структуру: экспозиция – заявлены основные темы и лейтмотивы («Вступление»), разработка темы («Изложение»), реприза («Заключение»), кода – переход на новый уровень («Вне триптиха, в конце»). Фабульная сторона очень ослаблена. Скрепами, связывающими повествование – принцип ассоциативных связей (особенно на уровне системы лейтмотивов). Автор с самого начала обнажает композиционный прием, на котором строится его произведение. «Необходимое примечание» (в начале) – автор набрасывает тезисы композиции. Хаос революции хронологизируется годом. Два главных пространственных образа, намеченных в конспекте – образ города Ордынина. Появляются фигуры персонажей, которые нужны для начального этапа повествования (купцы Радчины и их сын). Главная тема, заявленная уже в экспозиции находит свое дальнейшее развитие. Чтобы создать целостность произведения, создается некое композиционное кольцо (пролог и эпилог). Каждая часть – из глав, без четких переходов. С одной стороны – четкое понятие революционного хаоса, но это художественное целое не закрепляется прочными скрепами.

Образ Ордынина-города, старинный город. Род Радчиных – 200 лет. Интересен образ времени: текущего и тут же остановившегося. Описание прадеда - стабильность, устойчивость, укорененность этого мира и мира этих людей. Второй пространственно-временной образ - образ Китай-города, который подчеркивает образ Ордынина и противостоит ему, это – иной облик России. Дневной и ночной облик России.

Семья Радчиных – история в летописной манере. Другой род – дворянская семья, именитый род Ордыниных. Мы видим, как распадается мощный род, конфликты между поколениями, как больны душой и телом его представители, образ вырождения. Прежняя Россия нуждается в обновлении. Образ революционеров, характерный для орнаментальной прозы (образ революционеров в кожаных куртках). Этот образ и создающий героев времени и авторская ирония: они лучшее, что генотип дает, но они выходцы из ада бандитского, воровского Китай-города. После романтического флера, умильного любования начинается вглядывание в первоначально цельный образ кожаных курток, они неоднородны:

- Чужеродное для России: отсутствует линия кровной привязанности к своей родной древней земле. Латыш Лайтис (он пришел улучшить мир, в котором он ничего не понимает);

- Архип Архипов – сам выходец из Ордыновского мира, чувствует ответственность за него, остается его частью.

Финал открытый: сумеют ли положительные герои, носители ценностей переустройства мира справиться с революционным хаосом? Социальный хаос противостоит природному. Не смотря на то, что творится в России, времена года сменяют друг друга, жизнь продолжает идти по онтологическим правилам. Символический образ России, несущейся неизвестно куда – образ поезда («веселый поезд», №57), квинтэссенция социального хаоса, образ гротескно-абсурдный.

Встречаются Архип и Наталья, люди из разных слоев, но по Пильняку это становится совершенно несущественно, потому что главное, что это мужчина и женщина, которые полюбили друг друга. Возвращение к природному космосу (от социального хаоса). Неудержимая жажда жизни берет верх.

Концепция нигде не сформулирована в тексте прямо, но она такова: есть космос с онтологическими законами, есть человеческая природа и такова жизнь в любых социальных условиях и системах, и не стоит лезть с умозрительными идеями в естественный живой ход жизни. Главные темы романа образуются, подкрепляются тремя лейтмотивами, которые формулирует автор в главе 7: Россия, революция, метель, где Россия – субстанция естественной жизни народа, Революция - огромный взрыв, толчок, Метель – вырвавшаяся на волю народная стихия. Они – на всех уровнях произведения.

«Повесть непогашенной Луны». Пильняк говорил, что недавних событий он не имел в виду, но написанная после смерти Михаила Фрунзе, она вызвала дикий скандал. В 1925 году Фрунзе умирает во время операции (не правильно была проведена, была не нужна). Слухи, что Сталин убрал соперника. В 1926 году выходит повесть Пильника, в которой главный персонаж Гаврилов вызван в Москву, имеет разговор с невысоким человеком в военном френче, который приказывает ему лечь в больницу на операцию, и он также умирает от анестезии, при операции, необходимости в которой не было. Публикация была объявлена чуть ли не политической изменой. Позже он был расстрелян.

Экспрессионистская поэтика. Текст – динамичный, энергический, одновременно аскетически-суровый и производящий мощное воздействие на читателя. Универсальным принципом организации художественного мира становится антитеза (мертвое пространство города и иного типа отношения, которые определяются властью + мир извечной природы, простые дружеские и семейные отношения). Оба пространства заявлены: мир природный - распахнутость, город – замкнутый, давящий, геометрически выверенное пространство, остановившаяся жизнь, мертвый покой (прямые стены, прямые люди, прямые половики, прямые плакаты). Распахнутость дороги, откуда пришел поезд – возможность иного. В выверенную картину города не вписывается вагон командарма (ночь и юг, беспорядок, живая жизнь, увлеченность ею – хорошее вино, книга). Он приехал в родной город, но это чуждое ему пространство. Он – человек-легенда, но вписан в систему отношений, диктуемый городом. Оппонент не назван по имени и фамилии (высота положения) - образ Негорбящегося человека. В тоне – железные, стальные нотки тихого голоса, книги в кабинете – корешки энциклопедий (в противоположность распахнутой книги Гаврилова). Река в обрыве и больничная палата – контраст.

Кроме центрального, ключевого диалога с Негорбящимся человеком есть встреча Гаврилова с другом, где вместо казенных отношений на первый план выходит искренняя человеческая привязанность. Образ дочери – одна из главных ценностей в жизни Гаврилова (друг, дочь и песня). Прорыв Гаврилова на машине после разговора с Негорбящимся человеком - выход энергии человеческой души, которая сопротивляется близкой смерти (живое человеческое начало, выход энергии протеста). Трагизм: Гаврилов оказался не волен распоряжаться своей личной судьбой (распоряжаясь жизнями других). Более не Гаврилов-человек, а Гаврилов-командарм. Конфликт между живой жизни и механистичностью власти – главная причина трагедии.