logo search
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

Летом 1852 г. в редакцию журнала «Современник» принята рукопись повести «Детство», вместо имени автора подписанная «Л.Н.». Данное автором название выделяло в ка­честве ведущей тему воспитания молодого дворянина, родив­шегося в пушкинскую эпоху, жить которому предстояло в сере­дине — второй половине XIX в.

Живя на Кавказе, Л.Н. Толстой задумал большое произве­дение — роман, состоящий из четырех повестей, под названи­ем «Четыре эпохи развития». Содержанием задуманного ро­мана должно было стать описание постепенного формирования личности молодого человека в детстве, отрочестве, юности и молодости.

Толстой несколько раз корректировал план своего произведения, в одном из вариантов плана он так определил свою основную задачу: «Резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чув­ства; в отрочестве скептицизм, сладострастие, самоуверен­ность, неопытность и (начало тщеславия) гордость; в юности красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости — эклектизм в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, у знание своей цены и на­значения, многосторонность, откровенность».

Этот план обна­руживает, что основное внимание молодого писателя обраще­но к внутренней жизни его героя, к возрастным особенностям психологического состояния молодого человека. Из задуман­ной тетралогии Толстым была осуществлена лишь трилогия «Детство», «Отрочество» (1854), «Юность» (1856) с незавер­шенной последней повестью.

Автор добился желаемого результата — повествования не столь­ко о событиях жизни своего героя, сколько о богатстве и слож­ности изменений, совершающихся внешне неприметно во внутреннем мире человека. Такая задача могла быть решена только писателем, глубоко проникающим во внутренний мир своего героя. Герой повестей Толстого Николенька Иртеньев во многом автобиографичен. Основанное на собственном опыте знание тайников человеческой души позволяло писателю наделять своих героев автобиографическими чертами, что проявлялось не столько в сходстве событий и поступков, сколько в сходстве состояния внутреннего мира автора и его героев.

Николенька Иртеньев занимает особое место в ряду глав­ных героев толстовских произведений: он открывает эту гале­рею, без него невозможно правильно понять ни характеры по­следующих персонажей, ни самого автора. Истоком повести был также весь уклад дворянской усадебной жизни эпохи тол­стовского детства, семейное окружение писателя и литератур­но-бытовые традиции, хранившиеся дворянской интеллиген­цией первой половины XIX в.

Первая редакция «Детства» была написана в традиционной мемуарной форме, отойдя от которой, Толстой как бы совместил в своей повести два взгляда на прошедшее: чуткую восприимчи­вость и наблюдательность маленького Николеньки и интеллект, склонность к анализу, мысль и чувство взрослого «автора». Толстой верно описывает осо­бенности детского восприятия, когда все впечатления ярки и объ­емны, а большинство описанных действий героя принадлежит к числу ежедневно повторяющихся: пробуждение, утренний чай, занятия. В «Детстве» перед нами разворачиваются живые кар­тины жизни дворянского семейства пушкинской эпохи. Герой окружен любящими его и любимыми им людьми, среди кото­рых родители, брат, сестра, учитель Карл Иваныч, экономка На­талья Савишна и другие. Это окружение, очередность занятий с редкими запоминающимися событиями охоты или прихода юродивого Гриши составляют поток жизни, охватывающий Николеньку и позволяющий ему много времени спустя восклицать о «счастливой, невозвратимой поре детства».

Счастье детства сменяется «бесплодной пустыней» отроче­ства, раздвинувшего для героя границы мира и поставившего перед ним трудноразрешимые вопросы, вызвавшего мучитель­ный разлад с окружающими и дисгармонию внутреннего ми­ра. «Тысячи новых, неясных мыслей» привели к перевороту в сознании Николеньки, почувствовавшего сложность окру­жающей жизни и свое одиночество в ней. В отрочестве под влиянием друга Дмитрия Нехлюдова герой усваивает и «его направление» — «восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенство­ваться». В это время «очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым...». Так заканчивает Толстой вторую повесть трилогии.

В пору юности Иртеньев пытается найти свой путь, обрести истину. Так в творчестве Толстого впервые определяется тип ищущего героя, стремящегося к самосовершенствованию. В юности для Иртеньева очень много значит дружба, общение с людьми иного социального круга. Многие из его аристокра­тических предрассудков (убеждение в универсальном значе­нии принципа comme il faut для порядочного человека) не вы­держивают проверки жизнью. Недаром повесть завершается главой со знаменательным названием «Я проваливаюсь». Все пережитое в юности воспринимается героем как важнейший для него нравственный урок.