logo search
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.

Возникает идея романа на злободневную тему в пьянстве. В июле 1865 года он предлагает редактору Отечественных записок А. А. Краевскому роман Пьяненькие, где предлагает написать в драматическое судьбе детей в семьях алкоголиков. Из-за материальных затруднений Краевский НЕ принял предложенный роман, и Достоевский решил уехать заграницу, чтоб сосредоточиться на творческой работе. Там Достоевский проигрывает в рулетку все, вплоть до карманных часов.

В сентябре 1865 года, обращаясь в журнал Русский вестник Достоевский так излагает замысел романа «Это психологический отчет одного преступления.»

Итак, основной вариант сложился в Достоевского к осени 1865 года. Катков сумел оценить гениальность плана романа и немедленно выслал автору аванс. С предельным напряжением Ф. М. Достоевский работает над романом всю осень, но прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму - рассказ от имени автора - и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения. Замысел разрастался, становился сложнее. В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно...». в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и Наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».

Особенности жанра

Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жанру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором разворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорит и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия. Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим. Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа. В центре этого романа находится идея индивидуализма, которой противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания. Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской проблематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа. Внимание автора, не смотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами читателя, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах героев. По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкнула героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Роман при этом НЕ становится философским трактатом, поскольку речь идет НЕ об отвлеченнй идее, а о герое, целиком охваченным ею. Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой-идея . Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто социальный или психологический тип, а прежде всего человек, охваченный идеей. Таким образом формируется совершенно новый тип романа, ставший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обоснование этого нового типа, названного Полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. он же предложил название «Полифонический» (от полифония - многоголосие). Роль «голосов» в нем исполняют герои-идеи. Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре произведения, а не выражаются в прямых высказываниях автора или героев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях(Диалогическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу такого героя -отсюда углубленные психологический анализ, пронизывающий все уровни художественной структуры произведения.