logo search
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

Н.А. Заболоцкий

«Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя...»

Н.А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные, и камни. Человек, умирая, тоже становится частью природно­го мира.

Стихотворение «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя...», написанное в 1947 году, является программным про-

изведением в творчестве поэта. Его можно считать поэтиче­ским завещанием автора.

Для Н.А. Заболоцкого в нем характерно языческое, веди­ческое отношение к смерти. Для его лирического героя это осознанный акт. Он сам тушит свечу и отправляется «в необо­зримый мир туманных превращений», ибо для натурфилософа — смерть не есть факт конца существования. Это именно пе­реход в иное измерение: душа лирического героя воплотится в цветы и деревья, птицы и кристаллы.

Стихотворение обращено к далекому правнуку. Оно на­полнено не предсмертной ностальгией по ушедшим годам, а оптимистическим взглядом в будущее.

«Нет в мире ничего прекрасней бытия», — восклицает ли­рический герой. Однако бытие это лишено покоя: «Покоя в мире нет». Бытие у лирического героя ассоциируется с мыс­лями, деятельностью, а не с безвольным существованием. Он мечтает о том, что «мильоны новых поколений Наполнят этот мир сверканием чудес», что потомок доделает то, что он не довершил.

Поэт немало строк стихотворения посвящает осознанию смысла собственной жизни и приходит к выводу о том, что «недаром в этом мире жил».

Вся жизнь человека связана с природой. Философское по проблематике произведение одновременно является образцом пейзажной лирики: поэт перечисляет в нем все, что так дорого ему в родной природе. Это и зеленый лес с многовековыми дубами, и летний дождь, сверкающий над травой, и бледная зарница. Все эти художественные детали характеризуют ли­рического героя как тонкого знатока родной природы, челове­ка, умеющего видеть прекрасное в обыденном.

Жизнь Н.А. Заболоцкого не была сплошным праздником: он был осужден и пострадал во времена сталинских репрес­сий. Однако дух поэта остался несломленным. Вспоминая свою жизнь, лирический герой Н.А. Заболоцкого не перечис­ляет обиды и огорчения. Он ценит бытие таким, какое выпало на его долю. 192

«Читая стихи»

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ре­бенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относит­ся он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощрен­ность известная есть»).

Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.

Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержа­нием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом ис­кусства. При этом писатель позволяет себе использовать зву­ковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произве­дения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».

Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (прегра­ды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость рит­мического рисунка.

Проблематика произведения отражает содержание развер­нувшейся на страницах печати литературной дискуссии о мо­дернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элемента­ми: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты чело­вечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли рус­ское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклица­ниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам...»).

Н.Л. Заболоцкий относится к языку как к национальному дос­тоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихо­творения, что речь идет о русском языке, о русском слове.