logo search
УМК Лит-ра15

3. Драма а.Н. Островского «Гроза».

«Гроза» — драма, написанная А.Н.Островским в 1859 г., накануне отмены крепостного права. Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеальность» Катерины — не идеальность наивной души. Она уже приобрела горький опыт, принуждая себя жить с нелюбимым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Неожиданное желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности — все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх; где всем людям — «гроза». Гроза в пьесе — понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини были расценены русским критиком Н.А. Добролюбовым в статье «Луч света в тёмном царстве» как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.

Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.

В драматургии изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А.Островского, «На дне» М.Горького).

Композиция — построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений. В эпических, драматических и отчасти в лироэпических произведениях основой композиции является сюжет, построенный на каком-либо художественном конфликте. Такая композиция включает в себя обязательные сюжетно-композиционные элементы или стадии развития действия: завязка, развитие действия, кульминация и развязка; дополнительные: экспозиция, пролог, эпилог, а также так называемые внесюжетные элементы композиции: вводные (вставные) эпизоды, лирические (авторские) отступления и описания. На доске рисуется схема стадий развития действия.

Прочитать статью А.А. Григорьева "После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» (фрагменты).

4. Судьбы дворянства в комедии А. Н. Островского «Лес»

Комедия “Лес” (1870) тесно связана со своим временем: судьбы героев вписываются в большое историческое время. Островский замечательно почувствовал, что в России 60-х годов “все переворотилось и только укладывается” (Л. Толстой “Анна Каренина”). В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье. Все произведение пронизывает мотив игры, комедиантства. Многие герои пьесы пытаются играть свой собственный спектакль для достижения каких-либо целей. Комедию «Лес» часто называют «театром в театре». Ремарки в разговоре героев, Счастливцева и Несчастливцева. Несчастливцев — сильный характер, Счастливцев — слабый.

Литература:

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – Ч. 2. – С.3-34.