logo search
Analiz_proizv_russk_lit_XXv_11kl_Ivanova_E

«Допустим, ты свое уже оттопал...»

Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал...» состо­ит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни че­ловека, когда позади остались лучшие годы, а ему отпущен «некий срок еще для сдачи дел».

С позиции своего жизненного опыта автор дает читателю свой мудрый совет о том, что надо сделать перед уходом: «Ты можешь на листах ушедших лет Внести еще какие-то поправки».

Стихотворение заставляет задуматься о том, как и для чего мы живем. В нем звучит мысль о важности наших земных дел, о необходимости их завершить или передать. Человек должен чувствовать ответственность за эти поступки, ибо они форми­руют людскую память о нем. В этой связи в стихотворении воз­никают такие понятия, как «ревнивая черта», «самозащита».

Однако Н.А. Заболоцкий при этом хочет предостеречь от вранья, от «прихорашивания итога». Лучше уже совсем не зани­маться этим и предоставить право другим подвести итог. В этом плане стихотворение перекликается с произведением Б.Л. Пас­тернака «Быть знаменитым некрасиво». Писатели, достигшие зе­нита славы и жизненного успеха, завещают потомкам быть скромными и трудолюбивыми людьми, предоставить право оце­нивать свой вклад в развитие человечества другим, а не упивать­ся значительностью собственной персоны.

Интересен фрагмент стихотворения, в котором Н.А. Забо­лоцкий, завещая не прихорашивать итог, заявляет: «Нет, спа­сибо в шапку, От этой сласти береги нас бог». При чтении этих строк вспоминается народный обычай благодарить и прощаться с поклоном, снимая при этом шапку. Этот жест ха­рактеризует лирического героя как человека, которому близки народные традиции. К разговорным элементам в произведе­нии относится также глагол «оттопать», подчеркивающий доверительность и простоту задушевной дружеской беседы. Обращение на ты к предполагаемому собеседнику также вы­полняет похожую задачу.

Время подведения жизненных итогов — трудный, но не­обходимый период жизни человека. Стихотворение Н.А. За­болоцкого еще раз помогает осознать его важность и неиз­бежность.

«К обидам горьким собственной персоны...»

Н.А. Заболоцкий — писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение «К обидам горьким собственной пер­соны...» призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. Человек не должен роптать и жаловаться («призывать участье добрых душ»), пе­реваливать проблемы на чужие плечи.

Дидактическую функцию произведения усиливает упот­ребление глаголов в неопределенной форме («не призывать участье», «жить, как живешь», «быть самим собой», «со своей управиться судьбой»).

Жизнь, по мнению автора, страда, а не праздник. Для до­казательства своей правоты он умело вводит в текст стихотво­рения пословицу: «Взялся за гуж — не говори: не дюж». По­словицы и поговорки — емкие и лаконичные жанры устного народного творчества — с древнейших времен аккумулирова­ли основы народной мудрости, веками передававшиеся после­дующим поколениям в качестве жизненного совета.

Пословица также привносит в текст стихотворения допол­нительные созвучия внутри строки. Н.А. Заболоцкий не ску­пится на них и в последующих строках: «С тропы своей ни в чем не соступая, Не отступая — быть самим собой».

Б.Л. ПАСТЕРНАК «Ожившая фреска»

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Ожившая фреска» напи­сано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете «Литература и искусство». Оно посвящено Сталинградской битве — переломному событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада.

Уже в первой строфе произведения автор создает емкий по силе художественного обобщения образ: «Ночное небо Сталин­града качалось в штукатурном саване». В нем поддерживается противоестественный характер войны, когда от силы падающих снарядов качается само небо, и многочисленные жертвы и раз­рушения («штукатурный саван»). Ведь после бомбежки для многих жителей города стали могилами их собственные дома.

Во второй строфе стихотворения сама земля обращается с молебном о прекращении ударов. Скорбное молитвенное на­строение подчеркивает образ кадильницы. Упоминается в произведении также архистратиг Михаил, который, совершив чудо, сорвал попытку язычников уничтожить храм.

Увидев разрушенные дома, герой стихотворения вспоми­нает, как в детстве видел фреску в часовне, на которой «в та­кие ямы черти прыгали». Таким образом, ужас войны сравни­вается в стихотворении с адом, а фашисты — с темными дьявольскими силами.

Далее в произведении возникает традиционный для право­славной классической иконописи образ Георгия Победоносца

(«А рядом в конном поединке Сиял над змеем лик Георгия»). Цветущие кувшинки и птичьи трели символизируют в этой строфе образ мирной жизни (которая в свою очередь напоми­нает райский сад). В следующей строфе картина радостного бытия сопрягается с темой родины, причем образ березовой почки выступает здесь как символ России, а зовущая музыка ассоциируется не только со звуками лесной пущи, но и с ме­лодичной народной песней.

Дальнейший сюжет стихотворения продолжает разрабаты­вать центральный символ произведения — образ святого Ге­оргия. Лирический герой в наступательном движении «Топчет вражеские танки С их грозной чешуей драконьею!». Здесь солдат-победитель, ведущий священный бой на родной земле, вновь сравнивается с иконописным Георгием Победоносцем, который топчет змею копытами коня.

В финальной строфе стихотворения композиционное про­странство предельно расширяется. Автор воспевает символи­ческий образ грядущей победы, ассоциирующийся с чудесной будущностью.

Таким образом, в победе над врагом Б.Л. Пастернак видит не только цель освобождения родной земли, но и идею торже­ства сил добра над злом. Образы религиозного характера в этой связи способствуют созданию философского плана вос­приятия темы, благодаря чему она воссоздается также и в ши­роком историческом аспекте.

Стихотворение первоначально называлось «Воскресенье» и посвящено герою Сталинградской битвы Леонтию Гуртьеву. В книге В. Гроссмана «Сталинград» подвигу этого человека и дру­гих защитников города посвящен очерк «Направление главного удара». Леонтий Николаевич Гуртьев был командующим 308-й стрелковой дивизии, которая сражалась на главном направлении удара фашистских войск и почти вся погибла, обороняя завод «Баррикады». За массовый героизм дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а Л. Гуртьеву присвоили звание ге­нерала-майора, также наградили орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». 3 августа 1943 года герой был смертельно ранен под Орлом. Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 27 августа 1943 года Л.Н. Гурьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время поездки с писателями на фронт Б.Л. Пастернак заметил могилу генерала в парке г. Орла.

В черновом варианте произведения описывалась смерть Гуртьева и его предсмертные воспоминания о Сталинградской битве. В окончательном же тексте произведения судьба кон­кретного человека уступила место художественному обобще­нию. Когда Б.Л. Пастернак пишет, что герой «перешел земли пределы», он подчеркивает не гибель защитника земли рус­ской, а бессмертное величие его подвига, ибо кончина на поле брани — это шаг героя в историю.