«Стенька Разин»
Среди лирики М.И. Цветаевой выделяется цикл «Стенька Разин» (1917), стилизованный старорусский сказочно-былинный стиль. В отличие от многочисленных исповедей-монологов лирической героини это произведение имеет лиро-эпический сюжет. В его основе лежат фольклорные исторические песни о Степане Разине.
Для М.И. Цветаевой важны не социальные корни личности героя, не его историческая роль — в центре внимания поэта оказывается история любви русского атамана к чернобровой княжне-персиянке.
Композиционно произведение распадается на три неравновеликие части. Первая из них представляет собой своеобразную экспозицию. Под покровом заступницы-ночи с полоненной персиянкой «отдыхает бешеный атаман». Эпитет «бешеный» как нельзя метко определяет исполненный безудержной удали характер героя. Сопровождающий любовную сцену необычный звуковой образ — «соловьиный гром», а также эпитет «жаркий» («с своей княжною из жарких стран», «над жарким его шатром») символизирует разгар любовных утех.
Интересно, что ночь в раннем творчестве М.И. Цветаевой осмысливается в русле традиционной романтической символики. Это особое время, когда душа погружается в стихию страстей и сердечных терзаний. Однако ночь представляется авторскому лирическому сознанию не только как царство любви и поэзии, но и как оплот сатанинских сил, что усиливает в стихотворении мотив греховного искушения.
Примечательно, что в дальнейшем в творчестве М.И. Цветаевой наметится существенное изменение в использовании образа ночи. С 1920-х годов символика ночи утрачивает романтическую окраску. Ночь становится эквивалентом судьбы и смерти (как физической, так и духовной).
Вторая часть стихотворения также открывается спокойной на первый взгляд, картиной. Настораживает лишь зловещая тишина, окружающая героев:
И не видно звезд, и не слышно волн, — Только весла да темь кромешная!
Как мы уже упоминали, звезда — традиционный поэтический символ надежды и веры. Отсутствие звезд — своеобразный символический недобрый знак, возвещающий о предстоящей трагедии.
Затем образ романтической ночи в данном стихотворении олицетворяется, персонифицируется. Она становится невольной свидетельницей разговора героев, в котором Стенька называет персиянку жемчужинкой. Жемчужинка, как известно, похожа на слезинку. Данный образ традиционно используется в поэзии как символ печали. В стихотворении он повторяется в заключительной части произведения, наполненный именно этим смыслом.
Центральный образ второй части — фигура самого атамана. Быстрая смена настроений разоблачает коварство Степана. «Я твой вечный раб», — восклицает он ночью, обращаясь к девушке. Утром романтические чары персиянки ослабевают, и подстрекаемый казачками, атаман бросает персиянку в пучину вод. Смертный грех вечным, несмываемым грузом падет на его душу. Степан изображен в сильном гневе. Выразителен портрет героя, состоящий из ярких психологических деталей
(«рот закушен в кровь», «ходит атаманова крутая бровь», «побелел Степан — аж до самых губ»). Благодаря экспрессивным синтаксическим конструкциям традиционные черты романтического героя в портрете Степана начинают выполнять индивидуализирующую функцию.
Интересно сравнение атамана с грозным дубом («И стоит Степан — ровно грозный дуб»). Оно не только оттеняет упрямую, несокрушимую силу характера героя, дерево в мифологии символизирует мотив жертвенности. Расправляясь в угоду своим соратникам с прекрасной пленницей, Степан приносит в жертву как персиянку, так и свою душу.
В третьей части возникает традиционный для русской романтической поэзии мотив сна. Ее центральный поэтический образ — полоненная персияночка. Он создается при помощи повтора ряда деталей из первой и второй частей, но детали эти переосмысливаются, словно отражаясь в стеклянном пологе, под которым понимается водная гладь. Так, жемчуг — в начале произведения деталь, символизирующая красоту, оборачивается трагическим символом горя. Поэтичный зрительный образ жемчужинок на нитке подкрепляется звуковым образом звона капающих слезинок:
И снится Разину — звон:
Ровно капельки серебряные каплют.
Лихая удаль атамана на деле оборачивается бессердечностью. Очерствевшее сердце героя превращается в стеклянный осколок. Тема греха, заявленная уже в начале произведения («И уносит в ночь атаманов челн Персиянскую душу грешную»), перерастает в тему возмездия.
Я приду к тебе, дружочек, За другим башмачком,
— восклицает мертвая персиянка со дна речного.
Интересно представлено осмысление совершенного злодеяния с точки зрения религии. Примечательно, что конфликт атамана со своими казаками первоначально возникает на религиозной почве:
Належался с басурманскою собакою! Вишь, глаза-то у красавицы наплаканы!
Затем сам атаман, утопив персидскую княжну, называет своих сподвижников «нехристями». Этот кульминационный момент произведения динамичен. Могучий, словно дуб, он вдруг пошатнулся, почувствовав себя словно опьяненным гневом. В финале же загубленная персиянка неожиданно предстает в образе божьей матери:
И снится лицо одно -Забытое, чернобровое. Сидит, словно божья мать, Да жемчуг на нитку нижет.
Потерянный красный башмачок погубленной Разиным княжны, скорее не знак ее страсти, а символ жертвенности.
Поэтичен звуковой образ финала, имитирующий традиции женского восточного танца:
И звенят-звенят, звенят-звенят запястья. Затонуло ты, Степаново счастье!
Звуковое удвоение «Степаново счастье» гармонично завершает аллитерационный звуковой повтор. Персияночка словно протягивает к Степану руки, заманивая его на дно. Финал стихотворения словно предвещает трагический конец самого Степана.
Строго говоря, Степан Разин скорее не лирический герой стихотворения, а лирический образ-персонаж, удачно воплощающий идею русского национального характера, его несокрушимый бунтарский дух и нереализованные богатейшие возможности.
- Подписано в печать 29.04.2011. Формат 84x108/32. Гарнитура «Тайме». Бумага газетная. Уч.-изд. Л. 11,50. Усл. Меч. Л. 13,44. Тираж 5000. Заказ № 10738(2)
- И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
- «Деревня»
- «Господин из Сан-Франциско»
- «Чистый понедельник»
- «Гранатовый браслет»
- Максим горький «Старуха Изергиль»
- «Песня о Соколе»
- «Челкаш»
- «Ангелочек»
- «Большой шлем»
- «Рассказ о семи повешенных»
- «Жизнь Василия Фивейского»
- «День Петра»
- «Петр Первый»
- М.А. Алданов «Бельведерский торс»
- «Святая Елена, маленький остров»
- И.С. Шмелев «Мартын и Кинга»
- «Небывалый обед»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- «Чужая кровь»
- «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- «Мастер и Маргарита»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- А.П. Платонов «Фро»
- В.М. Шукшин «Срезал»
- «Охота жить»
- Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»
- Ю.В. Трифонов «Обмен»
- Ю.П. Казаков «Голубое и зеленое»
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- «Прощание с Матерой»
- В.П. Астафьев «Последний поклон»
- А.И. Солженицын «Матрсннн двор»
- «Один день Ивана Денисовича»
- А.А. Блок «Осенняя воля».
- «На поле Куликовом»
- «Соловьиный сад»
- «Двенадцать»
- «Береза»
- «Запели тесаные дроги»
- «Отговорила роща золотая»
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
- «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
- «Синий туман. Снеговое раздолье...»
- «О красном вечере задумалась дорога...»
- «Песнь о собаке»
- «Русь советская»
- «Анна Снегина»
- «Хорошее отношение к лошадям»
- «Сергею Есенину»
- «Стихи о советском паспорте»
- Рубить дрова,
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
- «Облако в штанах»
- «Хорошо!»
- М.И. Цветаева «Генералам двенадцатого года»
- «Мне нравится, что вы больны не мной...»
- «Стенька Разин»
- «Бабушке»
- «Стихи о Москве»
- А.А. Ахматова «я пришла к поэту в гости...»
- «Вечерние часы перед столом...»
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- «За далью — даль»
- Н.А. Заболоцкий
- «О красоте человеческих лиц»
- «Допустим, ты свое уже оттопал...»
- «Быть знаменитым некрасиво»
- Н.М. Рубцов «Русский огонек»
- «Душа хранит»
- «В минуты музыки»
- «Березы»
- «Звезда полей»
- А.А. Вознесенский «Судьба, как ракета, летит по параболе...»
- «Первый лед»
- B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...»
- «Песня о земле»
- «Песня о друге»
- «Зарыты в нашу память на века...»
- «Я не люблю»
- «Здесь лапы у елей дрожат на весу...»
- Б.А. Ахмадулина
- «Свеча»
- «Сумерки»
- «Стихотворения чудный театр»
- «Как никогда, беспечна и добра...»
- «Не добела раскалена»
- И.А. Бродский «Рождественская звезда»
- «На столетие Анны Ахматовой»
- Максим горький «На дне»
- В.В. Маяковский «Клоп»
- А.В. Вампилов «Утиная охота»
- «Старший сын»
- «Прошлым летом в Чулимске»
- 11 Класс Издательство «экзамен»
- 105066. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1. Wvvw.Examen.Biz e-mail: по общим вопросам: info@examen.Biz: но вопросам реализации: sale@examen.Biz тел./факс 641-00-30 (многоканальный)