logo search
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов

-общечеловеческие и современные темы и проблемы: любовь, тв-во, забвение и бессмертие, соотношение социального и общечеловеческого, дом и родина, жизнь и смерть.

«Бесы», «Элегия» («безумных леи угасшее веселье»), «Мадонна», «Новоселье», «Герой», «Эхо», «Моя родословная», «Клеветникам России», «Когда б не смутное влеченье», «И вновь я посетил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Была пора:наш праздник молодой», «О, нет, мне жизнь не надоела» и т.д.

Исторические размышления – укорененность в отечественной истории. Она обеспечивает человеку устойчивость, причастность к культуре и личное достоинство «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - «на них основано от века по воле Бога самого самостоянье человека, залог величия его».

«К вельможе (1830) – устойчивость культурных интересов, историческая ценность дворянской культуры, ее политическая значимость и эстетическая привлекательность

Женитьба на гончаровой – достижение счастья - Мадонна (1830).

Болдинская осень 1830г

Первые стихотворения отражают мрачные и светлые ожидания и предчувствия Пушкина. «Бесы» (1830) – иносказательно выразилось подавленное душевное состояние Пушкина (образ метели)

Элегия («безумных лет угасшее веселье) – итог прожитой жизни. Настроение горечи, печали, уныния, душевной смуты, невеселые предчувствия: «мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего вонуемое море». Заканчивается ст-е принятием жизни: «но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Усиление обобщающего и философ. начал. Стремление понять смысл жизни «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»: «я понять тебя (жизнь) хочу, смысла я в тебе ищу»

Изменения исторических воззрений: не всякое истор. движение ценно, а только то, которое человечно или имеет человечность своей целью. Гуманность – мера истор. процесса («Герой» (1830).

Изменения душевного состояния. «Не дай мне бог сойти с ума» (1833) – развивается тема безумия («не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох сума, нет, легче труд и глад»).

«Осень» (1833) – полнота творческих сил (унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…)

Мотивы бури, покоя и счастья. За предлами дома, семейного очага он уже отчаивается найти счастье. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» (1834) – итог ранее прожитой жизни. Поэт хочет уединиться в деревне, обрасти душевный покой в семье. Семейные радости, душевный покой, личная свобода и творческое вдохновение – вот истинные ценности.

Обращение к любви и красоте. «Красавица» - предмет личного переживания – красота женщины, приобретающая самодовлеющее значение. Она не сопряжена с чувством любви. «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…», «Когда б не смутное влеченье…»

Тема лицейских годовщин становится мрачнее («Чем чаще празднует лицей», «Была пора: наш праздник молодой…».

Программные стихотворения, в основу которых положено раздумье про себя и для себя, представляющее собой выхваченный из потока мыслей и переживаний внутренний лирический монолог. «Вновь я посетил», «Когда за городом задумчив я брожу», «странник», «я памятник себе воздвиг».

Философско-религиозные произведения