logo
352960_272D0_shpory_po_zarubezhnoy_literature_2

29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра - проблема выбора. Центральным понятием сартровской филосо­фии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основа­ние активности - свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, этого решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важ ные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистен­циальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь - цепочка различных «маленьких жизней», отрезков раз­ного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенционалъиыми реше­ниями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д. По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. На­пример, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хо­чет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая пол­ного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор). Вместе с про­блемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответстве­нен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происхо­дит, — мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе. Первый роман Ж.-П. Сартра «Тошнота» (1938) воплотил экзистенциалистскую мысль о головокружении, «тошноте», охватывающей челове­ка от сознания своего одиночества в чуждом и абсурдном мире. «Тошнота» - это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, роман написан в форме дневниковых записей, как отражение сознания главного героя, пронизан острым ощущением абсурдности жизни. Рокантен избегает рассматривать предметы, людей, т.к. испытывает непонятное беспокойство, странные приступы тошноты. Рокантен «пода­вился» вещами, очевидность их существования наваливается на него не­выносимой тяжестью. Не лучше обстоит дело и с миром человеческих мыслей. «Мысли - вот от чего особенно муторно... Они еще хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус», говорит герой романа. Тошнота возникает от того, что вещи «есть» и что они не есть «я», от раздвоенности мира и сознания, которые никогда не смогут стать гармоничной общностью. Роман изображает болезнь сознания Антуана Рокантена - отвраще­ние к абсурдному миру и безысходность нигилистического бунта интелли­гента Рокантена, который чувствует себя лишним в «обезбоженном мире».

Главный герой романа Антуан Рокантен, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиле, пишет книгу о маркизе Рольбоне. Рокантен ведет дневник, главным содержанием которого становятся «озарения», переживаемые героем. Эта череда «озарений» складывается в сюжет романа, главной темой которого становится открытие личностью абсурда. Открытие Рокантеном абсурдности бытия происходит в результате его столкновения с окружающими предметами. Мир вещей и природное бытие оказываются враждебными человеческой субъективности. Погруженность субъекта в это природное «месиво», в бесформенную и мертвую объективность вызывает в нем чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия. Рокантен преодолевает чувство тошноты, привнося во враждебный человеку природный мир субъективное, личностное начало.