9.Пруст «в поисках утраченного времени».
Представитель импрессионизма (в его прозаическом варианте) Марсель Пруст (1871 - 1922) — «В поисках утраченного времени» (1913-1927). Роман из 7 книг («По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов». «Содом и Гоморра», «Пленница», «Исчезнувшая Алъбертина). Все книги объединены образом рассказчика Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Роман основан на принципах:
* Все — в сознании, поэтому конструкция романа-потока выражает его бесконечную сложность и текучесть
* Впечатление — критерий истины (импрессионист). Мимолетное впечатление (названо озарением) и ощущение от него живут одновременно в прошлом и позволяют воображению насладиться ими и в настоящем. По выражению автора, «схватывается частичка времени в чистом виде»
* В механизме творчества главное место занимает «инстинктивная память». Писательское «я» только воспроизводит запасы субъективных впечатлений, которые хранятся в подсознании. Искусство - высшая ценность потому, что оно (с помощью памяти) позволяет жить сразу в нескольких измерениях. Искусство — плод молчания, оно, отстраняя разум, способно проникнуть в глубину и установить контакт с длительностью. Такое искусство не изображает, а намекает, оно суггестивно и воздействует с помощью ритма, подобно музыке.
* Мир в романе показан с чувственной стороны: цвет, запах, звук составляют импрессионистические пейзажи романа. Структура романа — реставрация, воссоздание мелочей бытия с радостным чувством, потому что таким образом обретается утраченное время. Развитие образов — в порядке припоминания, в соответствии с законами субъективного восприятия.
Поэтому отстраняется общепринятая, иерархия ценностей, значение определяет Я., а для него поцелуй матери более значим, чем катастрофы мировой войны. Здесь основной принцип— история где-то рядом.
* Движущей силой поступков героя становится подсознание. Характер не развивается под воздействием окружения, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Поэтому образ часто строится из ряда зарисовок, дополняющих друг друга, но не дающих целостной личности (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей). Здесь последовательно проводится мысль о непостижимости человеческой сущности.
* В создании образа повествователя господствует «Я», т.е. герой - не тень автора, но словно бы сам автор (герой-рассказчик наделен всеми чертами жизни Пруста, вплоть до газеты, в которой работал).
* Темы — а) традиционная для французской литературы бальзаковская тема утраченных иллюзий; 6) тема нетождественности человека и художника в структуре творческой личности: нет зависимости таланта от человеческих качеств личности. По мнению Пруста, художник — это тот, кто может престать жить собой и для себя, может «превращать свою индивидуальность в подобие зеркала».
* Метод М.Пруста — трансформация реалистической традиции на уровне импрессионизма, не классического (конца XIX в.), а модернистского (начала XX в. Основа — философия Бергсона (интуитивизм), вслед за которым Пруст считал, что сущность - это длительность, непрерывный поток состояний, в котором стираются грани времен и определенность пространства. Отсюда понимание времени как безостановочного движения материи, ни одно из мгновений и фрагментов которого не может быть названо истиной. Т.к. все — в сознании, в романе нет хронологически ясности, преобладают ассоциации (то пропадают годы, то растягиваются мгновения). Целостное подчинено детали (из чашки чая, ее вкуса и запахов, пробудивших воспоминания, выплывает внезапно «весь Комбре со своими окрестностями»).
* Стиль романа — поразил современников. На уровне композиции - кинематографичность видения (образ Свана — как будто смонтирован из кусков). Лексика отличается нагромождением ассоциаций, метафоричностью, сравнениями, перечислениями. Синтаксис сложен: передавая ассоциативное мышление, фраза развивается свободно, расширяется как поток, вбирая риторические фигуры, дополнительные конструкции и заканчивается непредсказуемо. При всей сложности структуры, фраза не ломается.
Пруст пишет повествование типа романа-биографии, но он принципиально иной, там последовательность событий представлена не напрямую, как это принято в классическом романе-биографии. Более того, последовательность событий вообще не является предметом описания, хотя ее можно реконструировать.
- 19. “Интеллектуальный роман” в творчестве т.Манна, особенности концепции мира и человека. “Вечные проблемы” и “вечные образы” в романах Манна “Доктор Фаустус”, “Волшебная гора” по выбору.
- 18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
- 22. Исследование причин деградации личности в романе т.Манна «Верноподданный». Художественные особенности.
- 21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
- 20. Проблематика романов Кафки (Замок, процесс – по выбору). Степень нетрадиционности, новаторство Кафки в раскрытии проблемы власти.
- 27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
- 28. «Цикл бунта» в творчестве а.Камю. Проблематика, художественное своеобразие романа «Чума».
- 30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).
- 26. Экзистенциализм в философии и литературе 20 века.
- 33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.
- 29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.
- 31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
- 36. Проблема социального устройства в романе о.Хаксли «о дивный новый мир».
- 32. Основные темы творчества д.Апдайка. Тема «маленького человека», «отчаяния будничного», «мира и человека» в романах (Кентавр, Ярмарка в богадельне, Кролик, беги, Ферма и др. По выбору)
- 34. «Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Образы политиков в романе р.-п.Уоррена «Вся королевская рать».
- 35. Проблема духовности в романе а.Мердок «Чёрный принц». Особенности жанра произведения.
- 5. Оригинальность раскрытия философских и нравственных проблем в романе о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- 7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
- 40. Тема «недоброго сознания» в тв-ве Маркеса. «Полковнику никто не пишет».
- 44.Явление массовой лит-ры.
- 8.Эстетика и поэтика сюрреализма.
- 25.Основные тенденции раз-я лит-го процесса 2 пол. 20в. В сша
- 41 Г.Г.Маркеса.«Сто лет одиночества»
- 6.Теодор драйзер
- 9.Пруст «в поисках утраченного времени».
- 15.Э. Хемингуэя «Прощай оружие!»
- 17.Бертольд брехт
- 10.Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
- 38.У. Голдинга «Повелитель мух»
- 13.Джон Стейнбек (1902-1968). «Гроздья гнева».
- 14. Проблематика и жанровые особенности повести э. Хемингуэя «Старик и море».
- 16. Проблематика романов ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».