21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
Франц Кафка (1883—1924) пришел в немецкоязычную литературу в начале второго десятилетия XX в. Он входил в нее, можно сказать, неохотно, во всяком случае —негромко, без всяких претензий. Опубликовал он при жизни очень немного, а три своих романа — по сути, все три неоконченных,— он не только не стал публиковать, но и просил своего друга, писателя Макса Брода, сжечь вместе с другими оставшимися после него рукописями — набросками рассказов, дневниками. Он видел смысл своей собственной жизни только в творчестве, только в занятиях литературой, но он явно не считал свои произведения представляющими интерес для других. экспрессионисты откричали свое — и остались в основном только в истории литературы, а тихий Кафка оказался одним из самых знаменитых прозаиков этого века, одним из самых признанных литературных новаторов. Как и экспрессионисты, Кафка в своем творчестве разрушал традиционные представления и структуры. Новелла «Превращение» (1915) ошеломляет читателя не со временем, а с первой же фразы: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Самый факт превращения человека в насекомое, так попросту, в классической повествовательной манере сообщаемый в начале рассказа, конечно, способен вызвать у читателя чувство эстетического шока; и дело здесь не столько в неправдоподобии ситуации, сколько, конечно, в том чувстве почти физического отвращения, которое вызывает у нас представление о насекомом человеческих размеров. Будучи как литературный прием вполне законным, фантастический образ Кафки тем не менее кажется вызывающим именно в силу своей демонстративной «неэстетичности». Однако представим себе на минуту, что такое превращение все-таки случилось; попробуем примириться на время чтения рассказа с этой мыслью, забыть реальный образ гиганта-насекомого, и тогда изображенное Кафкой предстанет странным образом вполне правдоподобным, даже обыденным. Дело в том, что в рассказе Кафки не оказывается ничего исключительного, кроме самого начального факта. Суховатым лаконичным языком повествует Кафка о вполне понятных житейских неудобствах, начавшихся для героя и для его семейства с момента превращения Грегора,— настолько сухо и лаконично, по-обыденному, что затем уже как бы непроизвольно забываешь о невероятности факта, легшего в основу истории. Еврей по национальности, Кафка родился и всю жизнь прожил в Праге, а Чехия входила тогда в состав Австро-Венгерской империи. В семье Кафки говорили по-немецки (мать говорила и по-чешски). Отметим, прежде всего, это специфическое положение между национальностями — немецкой, еврейской, чешской, австрийской; оно способствовало формированию ощущения неукорененности, промежуточного существования. Кафка был человеком чрезвычайно легко ранимым, и потому перед внешним миром он испытывал постоянный, непрекращающийся страх. Эта беззащитность перед внешней стороной жизни, это неумение к ней приспособиться, естественно в нее влиться доставляли Кафке непрекращающиеся мучения. они порождали в нем глубокое чувство вины перед жизнью и перед людьми. Он глубоко страдал от необходимости ежедневно служить в своей конторе, ему хотелось бы тихо заниматься писательством, чтобы никто не мешал, никто на него не притязал. Но он не мог себе позволить этого материально и его мучили и моральные соображения. Он постоянно ощущал свою вину перед семьей — перед отцом, прежде всего; ему казалось, что он не соответствует тем надеждам, которые отец, владелец небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая видеть сына преуспевающим юристом и достойным продолжателем семейного торгового дела. «Превращение» — грандиозная метафора этого комплекса. Грегор—жалкое бесполезно разросшееся насекомое, позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать. Этот комплекс усиливается у Кафки и его отношениями с женщинами. Он не мог связать свою судьбу ни с одной из них — хотя они его искренне любили и жалели. Кафка вроде бы и мечтал «основать семью», иметь детей, стать приличным и «нормальным» «членом общества». Во всяком случае, он постоянно пишет об этом в своих дневниках и письмах, но страх пересиливал. Кафка — это натура, очень болезненно переживающая свою неспособность наладить контакт с окружающим миром. Потому-то проблематика всех его главных произведений вращается вокруг юридических комплексов — вины, оправдания, наказания,— но, конечно же, в юридическом обличье здесь предстают проблемы нравственные.
- 19. “Интеллектуальный роман” в творчестве т.Манна, особенности концепции мира и человека. “Вечные проблемы” и “вечные образы” в романах Манна “Доктор Фаустус”, “Волшебная гора” по выбору.
- 18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
- 22. Исследование причин деградации личности в романе т.Манна «Верноподданный». Художественные особенности.
- 21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
- 20. Проблематика романов Кафки (Замок, процесс – по выбору). Степень нетрадиционности, новаторство Кафки в раскрытии проблемы власти.
- 27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
- 28. «Цикл бунта» в творчестве а.Камю. Проблематика, художественное своеобразие романа «Чума».
- 30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).
- 26. Экзистенциализм в философии и литературе 20 века.
- 33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.
- 29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.
- 31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
- 36. Проблема социального устройства в романе о.Хаксли «о дивный новый мир».
- 32. Основные темы творчества д.Апдайка. Тема «маленького человека», «отчаяния будничного», «мира и человека» в романах (Кентавр, Ярмарка в богадельне, Кролик, беги, Ферма и др. По выбору)
- 34. «Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Образы политиков в романе р.-п.Уоррена «Вся королевская рать».
- 35. Проблема духовности в романе а.Мердок «Чёрный принц». Особенности жанра произведения.
- 5. Оригинальность раскрытия философских и нравственных проблем в романе о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- 7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
- 40. Тема «недоброго сознания» в тв-ве Маркеса. «Полковнику никто не пишет».
- 44.Явление массовой лит-ры.
- 8.Эстетика и поэтика сюрреализма.
- 25.Основные тенденции раз-я лит-го процесса 2 пол. 20в. В сша
- 41 Г.Г.Маркеса.«Сто лет одиночества»
- 6.Теодор драйзер
- 9.Пруст «в поисках утраченного времени».
- 15.Э. Хемингуэя «Прощай оружие!»
- 17.Бертольд брехт
- 10.Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
- 38.У. Голдинга «Повелитель мух»
- 13.Джон Стейнбек (1902-1968). «Гроздья гнева».
- 14. Проблематика и жанровые особенности повести э. Хемингуэя «Старик и море».
- 16. Проблематика романов ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».