18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
Творческий облик Германа Гессе (1877—1962) во многом близок Томасу Манну. Сами писатели отдавали себе отчет в этой близости, проявившейся и в органичной для каждого опоре на немецкую классику, и в часто совпадавшем отношении к действительности XX в. Сходство, разумеется, не исключало различий. «Интеллектуальные романы» Гессе — неповторимый художественный мир, построенный по своим особым законам. Если для обоих писателей высоким образцом оставалось творчество Гёте, то Гессе свойственно живое восприятие романтизма — Гельдерлина, Новалиса, Эйхендорфа. вехой в развитии Гессе стала первая мировая война, коренным образом изменившая восприятие им действительности. Действие «Игры в бисер» отнесено к будущему, оставившему далеко позади эпоху мировых войн. На развалинах культуры, из неистребимой способности духа возрождаться возникает республика Касталия, сохраняющая в недосягаемости для бурь истории богатства культуры, накопленные человечеством. Роман Гессе ставил вопрос, актуальнейший для XX в.: должны ли хоть в одном-единственном месте мира храниться во всей чистоте и неприкосновенности богатства духа, ибо при их «практическом употреблении», как доказал тот же XX век, они часто теряют свою чистоту, превращаясь в антикультуру и антидуховность? Или же в «неупотреблении» дух — лишь бессодержательная абстракция? Именно на столкновении этих идей строится главный сюжетный стержень романа — диспуты двух друзей-противников, Иозефа Кнехта, скромного ученика, а потом студента, ставшего с годами главным магистром Игры в Касталии, и отпрыска знатного патрицианского рода, представляющего море житейское — Плинио Дезиньори. Если следовать логике сюжета, победа оказывается на стороне Плинио. Кнехт покидает Касталию, придя к выводу о призрачности ее существования вне мировой истории, он идет к людям и гибнет, пытаясь спасти своего единственного ученика. Но в романе ясно выражена и обратная по смыслу идея. В приложенных к основному тексту жизнеописаниях Кнехта, других возможных вариантах его жизни, главный герой одной из них Даса, т. е. тот же Кнехт, навеки покидает мир и видит смысл своего существования в уединенном служении лесному йогу. Содержательнейшая для Гессе идея, почерпнутая им из религий и философий Востока, заключалась в относительности противоположностей. Глубокий трагизм этой гармоничной книги, трагизм, отражавший ситуацию современной действительности, заключался в том, что ни одна из утверждавшихся в романе истин не была абсолютной, что ни одной из них нельзя было, по мысли Гессе, отдаться навечно. Абсолютной истиной не была ни идея созерцательной жизни, провозглашенная лесным йогом, ни идея творческой активности, за которой стояла вековая традиция европейского гуманизма. Антагонисты в романах Гессе не только противостоят друг другу — они и связаны. не только яростно спорят, но соглашаются, видят правоту друг друга, а потом и меняются местами, подчиняясь сложным узорам произведения, Иозеф Кнехт и Плинио Дезиньори. Гессе был полон величайшей требовательности к людям. Имя героя — Кнехт — означает по-немецки «слуга». Идея служения у Гессе далеко не проста. Кнехт не случайно перестает быть слугой Касталии и уходит к людям. Не случаен и уход в лесное уединение его индийского воплощения Дасы. Перед человеком стояла задача ясно увидеть менявшиеся очертания целого и его перемещавшийся центр. Чтобы воплотить идею служения, герой Гессе должен был привести свое желание, закон своей собственной личности в соответствие с продуктивным развитием общества.
Романы Гессе не дают ни уроков, ни окончательных ответов и решения конфликтов. Конфликт в «Игре в бисер» состоит не в разрыве Кнехта с касталийской действительностью, Кнехт рвет и не рвет с республикой духа, оставаясь касталийцем и за ее пределами. Подлинный конфликт — в отважном утверждении за личностью права на подвижное соотнесение себя и мира, права и обязанности самостоятельно постичь контуры и задачи целого и подчинить им свою судьбу.
- 19. “Интеллектуальный роман” в творчестве т.Манна, особенности концепции мира и человека. “Вечные проблемы” и “вечные образы” в романах Манна “Доктор Фаустус”, “Волшебная гора” по выбору.
- 18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
- 22. Исследование причин деградации личности в романе т.Манна «Верноподданный». Художественные особенности.
- 21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
- 20. Проблематика романов Кафки (Замок, процесс – по выбору). Степень нетрадиционности, новаторство Кафки в раскрытии проблемы власти.
- 27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
- 28. «Цикл бунта» в творчестве а.Камю. Проблематика, художественное своеобразие романа «Чума».
- 30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).
- 26. Экзистенциализм в философии и литературе 20 века.
- 33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.
- 29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.
- 31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
- 36. Проблема социального устройства в романе о.Хаксли «о дивный новый мир».
- 32. Основные темы творчества д.Апдайка. Тема «маленького человека», «отчаяния будничного», «мира и человека» в романах (Кентавр, Ярмарка в богадельне, Кролик, беги, Ферма и др. По выбору)
- 34. «Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Образы политиков в романе р.-п.Уоррена «Вся королевская рать».
- 35. Проблема духовности в романе а.Мердок «Чёрный принц». Особенности жанра произведения.
- 5. Оригинальность раскрытия философских и нравственных проблем в романе о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- 7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
- 40. Тема «недоброго сознания» в тв-ве Маркеса. «Полковнику никто не пишет».
- 44.Явление массовой лит-ры.
- 8.Эстетика и поэтика сюрреализма.
- 25.Основные тенденции раз-я лит-го процесса 2 пол. 20в. В сша
- 41 Г.Г.Маркеса.«Сто лет одиночества»
- 6.Теодор драйзер
- 9.Пруст «в поисках утраченного времени».
- 15.Э. Хемингуэя «Прощай оружие!»
- 17.Бертольд брехт
- 10.Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
- 38.У. Голдинга «Повелитель мух»
- 13.Джон Стейнбек (1902-1968). «Гроздья гнева».
- 14. Проблематика и жанровые особенности повести э. Хемингуэя «Старик и море».
- 16. Проблематика романов ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».