logo
352960_272D0_shpory_po_zarubezhnoy_literature_2

30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).

Театр абсурда - одно из самых ярких явлений в литературе середи­ны XX века. Творчество С. Беккета, Э. Ионеско, А. Адамова, Ж. Жене пе­ревернуло все представления о сущности и формах театрального искусст­ва. Мир в произведениях театра абсурда предстает алогичным, глобально бессмысленным, что сопровождается чувством отчаяния, безысходности, ощущением краха всех мировоззренческих подходов и трактовок совре­менного бытия человека. Диалоги персонажей нелепы и бес­смысленны, трагизм этой абсурдности передается через повсеместное ис­пользование приемов гротеека, абсурдизации, иронического смеха. Чело­век мыслится как жалкое и беспомощное существо, трепещущее перед ли­цом вселенского хаоса. Э. Ионеско называл свой театр «антитематическим, антиидеологическим, антиреалистическим». Поскольку современный мир находится в состоянии распада, то на сцене должен воцариться распад то­тальный: слова, действия, характеров, обстоятельств, драматургических канонов, жанров и стилей.

Можно выделить ряд черт эстетики и позтики театра абсурда: обыч­но отсутствие сюжетной линии; вместо нее используются циклы «свобод­но текущих образов», которые влияют на то, как публика интерпретирует пьесу; в центре внимания находится непостижимость мира или попытка рационализировать иррациональный, неупорядоченный мир; язык высту­пает как препятствие общению, которое, в спою очередь, в еще большей степени изолирует индивида, таким образом делая речь практически бес­полезной. Другими словами, абсурдистская пьеса создает среду, в которой люди являются одинокими, похожими на клоунов персонажами, бредущи­ми по жизни потому, что не знают, что еще можно делать. Часто персона­жи остаются вместе только потому, что боятся оставаться в одиночестве в таком непонятном мире. Понимание С. Беккетом этой философии наилуч­шим способом описывает то, как мы должны воспринимать наше сущест­вование: «Нет ничего более реального, чем Ничто». С. Беккет - писатель, драматург, эссеист, один из создателей театра абсурда. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1969). В пьесе «В ожидании Годо» (1953) контрапунктом размышлений является мысль о том, что нет ничего более реального, чем Ничто. Дейст­вие в этой пьесе сводится к ожиданию некоего Годо, а персонажи Влади­мир и Эстрагон ничего не знают, ничего не помнят, ничего не умеют, они бездействуют посреди абстрактного, химерически пустого пейзажа. Исхо­дя из этимологии (от англ. God - Ног), Годо может быть истолкован и как высшее бытие, и как непостижимый смысл жизни, и как сама смерть. Годо так и не появляется. Кажется, что время остановилось, но оно продолжает свой неподвластный разуму ход, оставляя неизгладимые следы старения, физического и духовного уродства. Эта пьеса-притча повествует о пародийной вариации гамлетовского вопроса «быть или не быть», превращенного в «ждать или не ждать». Сце­нические диалоги характеризуются десемантизацией речи, расстыковкой языка и реальности. Персонажи С. Беккета - два индивида, оказавшиеся и центре непознаваемого мира. Пьеса «В ожидании Годо» - о неуверенности и разочарованности, которые испытывают Додо и Гого во время своего бесконечного ожидания в беспредельном времени. Трагические темы отчаяния, одиночества, отчуждения, самоотчуж­дения, гибели решаются в творчестве С. Беккета в стиле клоунады. Заим­ствованные у цирка и мюзик-холла жест, трюк, жонглирование предмета­ми демонстрируют неловкость, неприспособленность персонажей, повто­ряющих одни и те же ведущие к беде ошибки.