logo
352960_272D0_shpory_po_zarubezhnoy_literature_2

33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.

Движение битничества широко затронуло молодое поколение Аме­рики 1950 гг. это поколение вступило в жизнь вскоре по окончании «хо­лодной войны». Битничество ярко окрашено бунтарством против конфор­мизма, вульгарной меркантильности общества потребления. Идеалом по­коления становится естественность и бескорыстие, раскрепощение творче­ских сил. Многие идеи «побитого поколения» близки философии и этике дзен-буддизма. Стилистически литература битничества - это бескомпро­миссная исповедальность, протест против рациональной упорядоченности. Среди художественных ориентиров - идеи независимой личности в твор­честве Г. Торо, проповедь всечеловеческого братства в лирике У. Уитмена, непринятие условностей и общественных табу в романах Г. Миллера, «простая, честная проза» О. Хемингуэя. Один из выдающихся писателей современной Америки - Дж. Д. Сэ­линджер, известность к которому пришла с выходом в свет романа «Над пропастью во ржи» (1951). Роман представляет собой исповедь подростка Холлена Колфилда, отвергающего конформистское единомыслие, потре­бительский образ жизни. Это один из первых героев, обвинивших Америку в лицемерии, самодовольстве, безнравственности.

Герой исключен из очередной школы за академическую неуспевае­мость, поскольку не в силах принять законы школы, в которой учится и мира, в котором живет. Холден, искренний, ненавидящий лицемерие и фальшь человек, сбегает в Нью-Йорк, слоняется по городу, строит неверо­ятные планы на будущее. Очень остро герой ощущает разлад действитель­ного и желаемого в школе, в семейных отношениях, в обществе - во всем том, что именуется «миром взрослых». Главное обвинение, которое броса­ет Холден этому миру, - это обвинение в притворстве, сознательном лице­мерии, показухе. Сам монолог героя представляет собой смесь отчаяния, ненадуман­ного трагизма и отчаянного шутовства, подростковой бравады, напускного цинизма. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравствен­ного кризиса, когда столкновение с миром кажется герою невыносимым. Речь героя сбивчива, насыщена сленговым языком подростка, незлобными ругательствами, словами-паразитами, что сообщает тексту достоверность. Герой Сэлинджера не становится борцом с системой, его отрицание звучит убедительнее, чем утверждение, герой всего лишь ищет убежище, где можно скрыться от тотального лицемерия. Холден сам зачастую даст ос­нования для сложных отношений: он обидчив, нелюбезен, зачастую просто груб, придерживается насмешливого, покровительственного тона в обще­нии со сверстниками, наблюдательность его неприятна, как сквозь увели­чительное стекло о и подмечает и засаленный халат учителя, и гнилые зу­бы Эккли, и грязную бритву Стредлсйтера. Но и окружение его наполнено «липой»: врут в привилегированной школе, заявляя, что воспитывают в ней «смелых и благородных», на самом деле - самовлюбленных и цинич­ных. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что «жизнь - равная для всех игра». Для героя же спортивные игры, которыми так увлечено общество становятся символом разделения общества на «сильных» и «слабых». Больше всего на свете герой боится стать таким, как все взрослые, приспо­собиться к окружающей лжи и показухе, сорваться в «пропасть». В соот­ветствии с психологией подросткового периода героя очень волнуют во­просы пола. Ему отвратительны те легкие связи, которыми хвастают его сверстники, он бессознательно тянется к другому, мечтает об одной единственной девушке, сам стесняясь своего целомудрия. История героя романа «Над пропастью во ржи» - своеобразная ис­поведь человека, который не может и не хочет изменить мир, а способен лишь с предельной искренностью рассказать о его проблемах, герой стучит во все двери, ищет ответа у шоферов такси, случайных попутчиков, у това­рищей по школе, у соседей по столику в ресторане, звонит по телефону. Живя в большом городе, в людской сутолоке, он чувствует себя бес­конечно одиноким, только привязанность к маленькой сестре Фиби и меч­та оградить от пошлости и разврата, от падения «в пропасть» других детей удерживают его в цивилизованном мире и спасают от отчаяния. События нескольких дней становятся для героя своеобразной ини­циацией, он усваивает важные уроки, встречаясь и с миром насилия, пре­ступности, и с хорошими и обаятельными людьми. Суждения Холдена становятся не такими безапелляционными, не такими однолинейными, на­строение тотального отрицания заменяется пониманием, что холод отно­шений можно растопить теплом любви, его бунт приобретает логическое завершение, герой убеждается, что «бежать всегда легче, чем остаться».