31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
Фолкнер 1897 – 1962.
Принято сопоставлять с Хемингуэем, но если Хемингуэй – космополит, то Фолкнер всегда оставался американским художником, даже региональным (никогда не уезжал из маленького южного городка).
Борьба Севера и Юга 1860-ых гг. за отмену рабства. В менталитете Юга выстраиваются очень сложные отношения к рабству. Все действия происходят в вымышленном графстве, но через него показывается весь Юг. Иллюзию целого мира усиливает то, что сюжеты переплетаются, персонажи сквозные.
Фолкнер – пример усложнённой прозы.
Первый период. Яркий модернистский художник. Претендует на статус основоположника.
Второй период. Реалист, продолжает традиции социального аналитизма. Вершина – трилогия романов (Особняк. …)
Приём потока сознания. Традиционное восприятие времени как единственной живой силы. Делает тему времени важнейшей философской проблемой. Произведения глубоко историчны и глубоко личны одновременно. Человек – результат исторического развития, но человек приравнивается к определённому историческому пласту. С позиции Фолкнера есть ТОЛЬКО настоящее. Длинные предложения – попытка свести прошлое и будущее в один миг. Художественное мышление сформировалось в первую очередь как романное (хотя сборники рассказов являются классикой новеллистической прозы).
«Шум и Ярость» - роман 1929 г.
Принёс мировую славу. Носит откровенно экспериментальный характер. Он обнаруживает здесь совершенно новый подход к прозе. Он изначально лиричен.
Название «Шум и ярость» - отрывок цитаты из «Макбета»: Жизнь – это повесть, рассказанная идиотом, и на самом деле есть лишь Шум и Ярость мира.
Роман начинается с рассказа идиота. Композиция виртуозна – состоит из 4 частей.
7 апреля 1928 г.
2 июня 1910 г.
6 апреля 1928 г.
8 апреля 1928 г.
Три первые части написаны в форме внутреннего диалога. Реконструируются 3 типа потока сознания. Четвёртая часть – от лица стороннего наблюдателя = авторская позиция – «путеводитель по всему роману».
Жанровая идея – основы семейного романа. Важнейшая тема – крушение одной типичной южной американской семьи, разрушение патриархальных семейных ценностей. Через историю семьи Компсонов – крушение института семьи и брака всего Юга.
Каждый из 3 повествователей – мужчина (продолжатель рода!).
Бенджамин
Квентин
Джейсон
В первой части главный герой слабоумный, немой. У него день рождения 7-го апреля, ему «уже тридцать лет, как три года» (Ластер). Эта повествовательная призма чрезвычайно сложна. Сартр: «Память идиота становится окном , через которое открывается воображаемый мир Фолкнера». Бенджи не способен к логическому анализу, но он наделён интуицией. Хаотический поток сознания идиота становится богатейшим источником для анализа. Бенджи – слепой эгоцентризм невинности. Именно эта «невинность» есть та призма, через которую преломляются характеры, отношения. Бенджи создаёт свой мир, центр которого – Кэдди. Именно его история костяк всего повествования. Воплощение представления Фолкнера о неразрывности времени – нет прошлого и настоящего. Авторских характеристик нет, только детали.
Вторая часть повествователь Квентин. 2-ое июня – день накануне самоубийства. Старший сын. Он и святой, он и грешник, очень ранимая натура. Центр его монолога – Кэдди. Она – воплощение чести и достоинства, а её падение – катастрофа. Сюжетный мотив падшей женщины – сквозной («Свет в августе»). Мотив потерянной чести перекрещивается мотивом грязных штанишек из первой части.
Третья часть – повествователь Джейсон. Квентин – слабовольный дурак, Бенджи – идиот, Кэдди – шлюха. Начало монолога резко подчёркивает различие между ним и Квентином («Я рад, что у меня нет совести…»). Он прагматик. Крах в потере места от Герберта, в том, что он не учился, в том, что он жил на деньги Кэдди. Квентин – единственное будущее семьи, новое поколение – сбегает с деньгами с актёром бродячего цирка.
Четвёртая часть. Повествователь – посторонний, он видит то, чего не видят члены семьи. Эта часть – путеводитель, важно: очень полно выстраивается образ дома. Впервые появляются портретные характеристики.
Такая последовательность – субъективно-личностное повествование, жизнь во всей её многоплановости с разных точек зрения повышается уровень объективности. Поиск истины на пересечении разных точек зрения очень важен для литературы 20-го века вообще.
В ассоциативной форме показывается падение Старого Юга. Этот роман – первый «том» в истории о гибели Юга.
- 19. “Интеллектуальный роман” в творчестве т.Манна, особенности концепции мира и человека. “Вечные проблемы” и “вечные образы” в романах Манна “Доктор Фаустус”, “Волшебная гора” по выбору.
- 18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
- 22. Исследование причин деградации личности в романе т.Манна «Верноподданный». Художественные особенности.
- 21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
- 20. Проблематика романов Кафки (Замок, процесс – по выбору). Степень нетрадиционности, новаторство Кафки в раскрытии проблемы власти.
- 27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
- 28. «Цикл бунта» в творчестве а.Камю. Проблематика, художественное своеобразие романа «Чума».
- 30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).
- 26. Экзистенциализм в философии и литературе 20 века.
- 33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.
- 29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.
- 31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
- 36. Проблема социального устройства в романе о.Хаксли «о дивный новый мир».
- 32. Основные темы творчества д.Апдайка. Тема «маленького человека», «отчаяния будничного», «мира и человека» в романах (Кентавр, Ярмарка в богадельне, Кролик, беги, Ферма и др. По выбору)
- 34. «Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Образы политиков в романе р.-п.Уоррена «Вся королевская рать».
- 35. Проблема духовности в романе а.Мердок «Чёрный принц». Особенности жанра произведения.
- 5. Оригинальность раскрытия философских и нравственных проблем в романе о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- 7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
- 40. Тема «недоброго сознания» в тв-ве Маркеса. «Полковнику никто не пишет».
- 44.Явление массовой лит-ры.
- 8.Эстетика и поэтика сюрреализма.
- 25.Основные тенденции раз-я лит-го процесса 2 пол. 20в. В сша
- 41 Г.Г.Маркеса.«Сто лет одиночества»
- 6.Теодор драйзер
- 9.Пруст «в поисках утраченного времени».
- 15.Э. Хемингуэя «Прощай оружие!»
- 17.Бертольд брехт
- 10.Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
- 38.У. Голдинга «Повелитель мух»
- 13.Джон Стейнбек (1902-1968). «Гроздья гнева».
- 14. Проблематика и жанровые особенности повести э. Хемингуэя «Старик и море».
- 16. Проблематика романов ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».