logo
352960_272D0_shpory_po_zarubezhnoy_literature_2

27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».

Романы и повести А. Камю, написанные внешне сдержанно и сухо­вато, волнуют читателя остротой проблематики, своеобразием характеров персонажей, изощренностью психологического анализа. Главный тезис философа - жизнь человека бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Тс же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или позд­но понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд. Камю приводит два главных доказательства абсурдно­сти, безосновательности жизни. Первое - соприкосновение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство -теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Второе - соприкосновение с окружающим миром, природой. Чело­век беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувст­вую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»), В итоге смысл жизни, но Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. В повести «Посторонний» (1942) проповедуется идея личной внут­ренней независимости человека от абсурдного бытия. Эта повесть, при­несшая писателю литературную известность, ставит проблемы подлинной и мнимой свободы. «Посторонний» - это записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда. В нём мы распознаем злодея и великомученика, тупое животное и мудреца, недочеловека и сверхчеловека. Но, прежде все­го мы видим в нём «чужого», «постороннего» тому обществу, в котором он живёт. Он осуждён на одиночество за то, что не желает «играть в игру ок­ружающих... Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединённой, чувственной. Он отказывается играть... Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой. Л. Камю наделяет своего героя Мерсо не интроспектив­ным, а экстраспективным видением, добиваясь тем самым эффекта «вы­брошенности» человека из самого себя, отражая опустошённость его обезбоженной души, лишенной чувства греховности, чуждой раскаяния и не способной к самоанализу. В «Постороннем» мелкий служащий Мерсо, равнодушный ко всем и «свободный» от моральных норм, осужден и при­говорен к смерти за убийство. Несмотря на это, он чувствует себя внут­ренне свободным от решения бесчеловечного лицемерного суда. Повесть разбита на две равные, перекликающиеся между собой час­ти. При этом вторая, судебное разбирательство, - это зеркало первой, но зеркало кривое, «копия» до неузнаваемости искажает натуру. В первой части мы видим будничную, невзрачную, скучноватую, мало чем выделяющуюся из сотен её подобных, жизнь Мерсо. И вот глу­пый выстрел приводит героя на скамью подсудимых. Он не собирается ни­чего скрывать, даже охотно помогает следствию. Но такой ход событий не устраивает правосудие, которое не может простить Мерсо того, что он правдив до полго пренебрежения своей выгодой. Потому во второй части Мерсо пытаются представить ужасным злодеем. Сухие глаза перед гробом матери воспринимаются как чёрствость героя, пренебрегавшего сыновним долгом, вечер следующего дня, проведённый на пляже и в кино с женщи­ной, святотатство. В зале заседаний подсудимый не может отделаться от ощущения, что судят кого-то другого. Да и трудно узнать себя в этом че­ловеке «без стыда и совести», чей портрет возникает из некоторых свиде­тельских показаний и из намёков обвинителя. И Мерсо отправляют на эшафот, в сущности, не за совершённое им убийство, а за то, что он пре­небрег лицемерием. При этом сам герой словно бы становится сторонним наблюдателем мира. Внутри него лишь тревожная пустота, и напряжённый взгляд его направлен на неразумность мира.