27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
Романы и повести А. Камю, написанные внешне сдержанно и суховато, волнуют читателя остротой проблематики, своеобразием характеров персонажей, изощренностью психологического анализа. Главный тезис философа - жизнь человека бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Тс же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни. Первое - соприкосновение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство -теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Второе - соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»), В итоге смысл жизни, но Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. В повести «Посторонний» (1942) проповедуется идея личной внутренней независимости человека от абсурдного бытия. Эта повесть, принесшая писателю литературную известность, ставит проблемы подлинной и мнимой свободы. «Посторонний» - это записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда. В нём мы распознаем злодея и великомученика, тупое животное и мудреца, недочеловека и сверхчеловека. Но, прежде всего мы видим в нём «чужого», «постороннего» тому обществу, в котором он живёт. Он осуждён на одиночество за то, что не желает «играть в игру окружающих... Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединённой, чувственной. Он отказывается играть... Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой. Л. Камю наделяет своего героя Мерсо не интроспективным, а экстраспективным видением, добиваясь тем самым эффекта «выброшенности» человека из самого себя, отражая опустошённость его обезбоженной души, лишенной чувства греховности, чуждой раскаяния и не способной к самоанализу. В «Постороннем» мелкий служащий Мерсо, равнодушный ко всем и «свободный» от моральных норм, осужден и приговорен к смерти за убийство. Несмотря на это, он чувствует себя внутренне свободным от решения бесчеловечного лицемерного суда. Повесть разбита на две равные, перекликающиеся между собой части. При этом вторая, судебное разбирательство, - это зеркало первой, но зеркало кривое, «копия» до неузнаваемости искажает натуру. В первой части мы видим будничную, невзрачную, скучноватую, мало чем выделяющуюся из сотен её подобных, жизнь Мерсо. И вот глупый выстрел приводит героя на скамью подсудимых. Он не собирается ничего скрывать, даже охотно помогает следствию. Но такой ход событий не устраивает правосудие, которое не может простить Мерсо того, что он правдив до полго пренебрежения своей выгодой. Потому во второй части Мерсо пытаются представить ужасным злодеем. Сухие глаза перед гробом матери воспринимаются как чёрствость героя, пренебрегавшего сыновним долгом, вечер следующего дня, проведённый на пляже и в кино с женщиной, святотатство. В зале заседаний подсудимый не может отделаться от ощущения, что судят кого-то другого. Да и трудно узнать себя в этом человеке «без стыда и совести», чей портрет возникает из некоторых свидетельских показаний и из намёков обвинителя. И Мерсо отправляют на эшафот, в сущности, не за совершённое им убийство, а за то, что он пренебрег лицемерием. При этом сам герой словно бы становится сторонним наблюдателем мира. Внутри него лишь тревожная пустота, и напряжённый взгляд его направлен на неразумность мира.
- 19. “Интеллектуальный роман” в творчестве т.Манна, особенности концепции мира и человека. “Вечные проблемы” и “вечные образы” в романах Манна “Доктор Фаустус”, “Волшебная гора” по выбору.
- 18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
- 22. Исследование причин деградации личности в романе т.Манна «Верноподданный». Художественные особенности.
- 21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
- 20. Проблематика романов Кафки (Замок, процесс – по выбору). Степень нетрадиционности, новаторство Кафки в раскрытии проблемы власти.
- 27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
- 28. «Цикл бунта» в творчестве а.Камю. Проблематика, художественное своеобразие романа «Чума».
- 30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).
- 26. Экзистенциализм в философии и литературе 20 века.
- 33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.
- 29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.
- 31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
- 36. Проблема социального устройства в романе о.Хаксли «о дивный новый мир».
- 32. Основные темы творчества д.Апдайка. Тема «маленького человека», «отчаяния будничного», «мира и человека» в романах (Кентавр, Ярмарка в богадельне, Кролик, беги, Ферма и др. По выбору)
- 34. «Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Образы политиков в романе р.-п.Уоррена «Вся королевская рать».
- 35. Проблема духовности в романе а.Мердок «Чёрный принц». Особенности жанра произведения.
- 5. Оригинальность раскрытия философских и нравственных проблем в романе о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- 7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
- 40. Тема «недоброго сознания» в тв-ве Маркеса. «Полковнику никто не пишет».
- 44.Явление массовой лит-ры.
- 8.Эстетика и поэтика сюрреализма.
- 25.Основные тенденции раз-я лит-го процесса 2 пол. 20в. В сша
- 41 Г.Г.Маркеса.«Сто лет одиночества»
- 6.Теодор драйзер
- 9.Пруст «в поисках утраченного времени».
- 15.Э. Хемингуэя «Прощай оружие!»
- 17.Бертольд брехт
- 10.Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
- 38.У. Голдинга «Повелитель мух»
- 13.Джон Стейнбек (1902-1968). «Гроздья гнева».
- 14. Проблематика и жанровые особенности повести э. Хемингуэя «Старик и море».
- 16. Проблематика романов ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».