7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
Начало XX в , как известно, пришло под знаком социальных катаклизмов. поставивших человечество перед необходимостью решения ряда фнлософско-нравствениых важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Среди них особо значительны А Жид и А Мальри, которые, тем не менее, значительно различались мировоззреическими позициями. Осмысливая функции и роль человека в мире, они считали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, чтобы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистенциалистского течения - Ж.-П.Сартра и А. Камю. Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сснт-Экзюпсри. В отличие от большинства писателей-современников, он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобшенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее. Размышлял о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сект-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях, начиная с первой книги «Южный почтовый» и вплоть до неоконченного труда «Цитадель». Сознавая трагическую заданность человеческого существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое дело» А. де Сент-Экзюпери считал, что только активная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми ценностями, главная из которых - духовность. Для него самого основной формой жизни и основным методом незнания являлось участие в жизни посредством действия. Такая экзистенция в сочетания с философской рефлексией привели его к выводу о, том, что жизнь личности - это процесс длительного духовного созревания. Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери приобретает понятие межличностных связей и действия Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Подтверждением этого может служить уже первая книга «Южный почтовый». Соотношение идей, те миросозерцания, и их преломление, т.е. действие, в этом произведении еще носит двойственный характер. Для героя книги Бернис характерна некая раздвоенность, поскольку он понимает необходимость активной жизненной позиции, но и пытается расширить рамки этой идеи одновременно как нечто, порабощающее человека и обрекающее его на заурядность и рутинность. Однако действование для него является, прежде всего, актом протеста против пассивной полиции потребителя. Считая существование окружающих его людей лишь видимостью жизни, он решает бежать от этого. И только на авиабазе Бернис ощущает, что работа прочно связывает его с миром, возвращая в реальности бытия. Герой избирает для себя стойкость против слабости, активность против пассивности и вызов смерти против фатализма. Но такая позиция, как отмечают миогие критики, ещё далека от созидательной. Это бунт и бегство от действительности.
37. Особ-ти жанровой природы Дж. Оруэлла «Скотный двор». В 1944г О. пишет сатирич. сказку «Скотный двор», пародирующую истроию революции и советской власти в СССР. Причем эта трагическая история в обобщенно-типизированном виде предстает как неизбежная, предрешенная судьба всякой соц. революции, в кот. возникает ситуация предательства, всегда находятся те «кто более равны, чем другие». Животные на ферме, наслушавшись старого хряка Майора, устраивают бунт и изгоняют хозяина-человека. С этого момента cтановится власть животных. На деле оказывается, что животные попадают в лапы безжалостным диктаторам – хряку Наполеону и хряку Снежку. После долгих интриг. Споров полновластным хозяином оказывается Наполеон, под прикрытием Свинского комитета он упраздняет все права и свободы и не останавливается перед убийством своих сородичей. Множится бюрократия, угнетение животных становится жестким, подозрительность властей растет, затеваются стройки века.никому не нужные,, переписывается история.
- 19. “Интеллектуальный роман” в творчестве т.Манна, особенности концепции мира и человека. “Вечные проблемы” и “вечные образы” в романах Манна “Доктор Фаустус”, “Волшебная гора” по выбору.
- 18. Проблема смысла жизни в творчестве г.Гёссе (Кнульп, Сиддхартха, Игра в бисер…)
- 22. Исследование причин деградации личности в романе т.Манна «Верноподданный». Художественные особенности.
- 21. Роль фантастики и гротеска в повести ф.Кафки «Превращение».
- 20. Проблематика романов Кафки (Замок, процесс – по выбору). Степень нетрадиционности, новаторство Кафки в раскрытии проблемы власти.
- 27. «Цикл абсурда» в творчестве а.Камю. Проблематика периода. Концепция личности в повести «Посторонний».
- 28. «Цикл бунта» в творчестве а.Камю. Проблематика, художественное своеобразие романа «Чума».
- 30. Эстетика и поэтика европейской драмы абсурда. (э.Ионеско, с.Беккет – по выбору).
- 26. Экзистенциализм в философии и литературе 20 века.
- 33. Проблематика романа д.Селинджера «Над пропастью во ржи». Гуманистическая направленность.
- 29. Роман ж.П.Сартра «Тошнота» - художественное осмысление тотальной абсурдности бытия.
- 31. Роман «потока сознания» в современной зарубежной литературе. Особенности повествовательной манеры в романе у.Фолкнера «Шум и ярость».
- 36. Проблема социального устройства в романе о.Хаксли «о дивный новый мир».
- 32. Основные темы творчества д.Апдайка. Тема «маленького человека», «отчаяния будничного», «мира и человека» в романах (Кентавр, Ярмарка в богадельне, Кролик, беги, Ферма и др. По выбору)
- 34. «Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Образы политиков в романе р.-п.Уоррена «Вся королевская рать».
- 35. Проблема духовности в романе а.Мердок «Чёрный принц». Особенности жанра произведения.
- 5. Оригинальность раскрытия философских и нравственных проблем в романе о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- 7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.
- 40. Тема «недоброго сознания» в тв-ве Маркеса. «Полковнику никто не пишет».
- 44.Явление массовой лит-ры.
- 8.Эстетика и поэтика сюрреализма.
- 25.Основные тенденции раз-я лит-го процесса 2 пол. 20в. В сша
- 41 Г.Г.Маркеса.«Сто лет одиночества»
- 6.Теодор драйзер
- 9.Пруст «в поисках утраченного времени».
- 15.Э. Хемингуэя «Прощай оружие!»
- 17.Бертольд брехт
- 10.Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»).
- 38.У. Голдинга «Повелитель мух»
- 13.Джон Стейнбек (1902-1968). «Гроздья гнева».
- 14. Проблематика и жанровые особенности повести э. Хемингуэя «Старик и море».
- 16. Проблематика романов ф.С.Фицджеральда «Великий Гетсби».