logo
352960_272D0_shpory_po_zarubezhnoy_literature_2

7. Пути развития литературного процесса в странах Западной Европы и сша в 1ой половине 20 века.

Начало XX в , как известно, пришло под знаком социальных катаклизмов. поставивших человечество перед необходимостью решения ряда фнлософско-нравствениых важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Среди них особо значительны А Жид и А Мальри, которые, тем не менее, значительно различались мировоззреическими позициями. Осмысливая функции и роль человека в мире, они считали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, чтобы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистенциалистского течения - Ж.-П.Сартра и А. Камю. Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сснт-Экзюпсри. В отличие от большинства писателей-современников, он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобшенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее. Размышлял о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сект-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях, начиная с первой книги «Южный почтовый» и вплоть до неоконченного труда «Цитадель». Сознавая трагическую заданность человеческого существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое дело» А. де Сент-Экзюпери считал, что только активная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми ценностями, главная из которых - духовность. Для него самого основной формой жизни и основным методом незнания являлось участие в жизни посредством действия. Такая экзистенция в сочетания с философской рефлексией привели его к выводу о, том, что жизнь личности - это процесс длительного духовного созревания. Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери приобретает понятие межличностных связей и действия Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Подтверждением этого может служить уже первая книга «Южный почтовый». Соотношение идей, те миросозерцания, и их преломление, т.е. действие, в этом произведении еще носит двойственный характер. Для героя книги Бернис характерна некая раздвоенность, поскольку он понимает необходимость активной жизненной позиции, но и пытается расширить рамки этой идеи одновременно как нечто, порабощающее человека и обрекающее его на заурядность и рутинность. Однако действование для него является, прежде всего, актом протеста против пассивной полиции потребителя. Считая существование окружающих его людей лишь видимостью жизни, он решает бежать от этого. И только на авиабазе Бернис ощущает, что работа прочно связывает его с миром, возвращая в реальности бытия. Герой избирает для себя стойкость против слабости, активность против пассивности и вызов смерти против фатализма. Но такая позиция, как отмечают миогие критики, ещё далека от созидательной. Это бунт и бегство от действительности.

37. Особ-ти жанровой природы Дж. Оруэлла «Скотный двор».

В 1944г О. пишет сатирич. сказку «Скотный двор», пародирующую истроию революции и советской власти в СССР. Причем эта трагическая история в обобщенно-типизированном виде предстает как неизбежная, предрешенная судьба всякой соц. революции, в кот. возникает ситуация предательства, всегда находятся те «кто более равны, чем другие». Животные на ферме, наслушавшись старого хряка Майора, устраивают бунт и изгоняют хозяина-человека. С этого момента cтановится власть животных. На деле оказывается, что животные попадают в лапы безжалостным диктаторам – хряку Наполеону и хряку Снежку. После долгих интриг. Споров полновластным хозяином оказывается Наполеон, под прикрытием Свинского комитета он упраздняет все права и свободы и не останавливается перед убийством своих сородичей. Множится бюрократия, угнетение животных становится жестким, подозрительность властей растет, затеваются стройки века.никому не нужные,, переписывается история.