logo
Введение в литературоведение

Специфика словесного образа

Это менее наглядный образ. Даже рисуя, поэт воссоздает не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи. Специфика словесного образа проявляется во временной организации. Образы передают динамику превращения, отсюда в эпических и драматических произведениях преобладание сюжетной образности. В лирике преобладают образы-тропы.

Классификация:

1. Предметный компонент. Образы детали, портрет, пейзаж – фабульный слой, образы характеров и обстоятельств. Целостные образы мира и чувств.

2. По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока). Топос – общее место (мир как театр). Образ – архетип наиболее характерного в человеческом воображении (постоянный фонд сюжетов и ситуаций).

Ю. Борев определяет художественный образ как содержательную форму искусства. Художник сталкивает явления и высекает искры, освещающие жизнь новым светом. Образ строится через сопряжение далеко отстоящих друг от друга явлений.

Для образа характерны:

1) самодвижение;

2) многозначность и недосказанность;

3) индивидуализированное обобщение (общее через индивидуальное);

4) единство мысли и чувств (прочувствованная мысль и обмысленное чувство);

5) строительным материалом образа является реальный мир и личность художника;

6) оригинальность.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4