Историография литературоведения
Фактически все эстетические категории, с помощью которых пытались обозначить основные свойства искусства, берут начало в античности. Эстетические категории – это наиболее общие правила, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.
Широко известна образная модель Платона, в соответствии с которой художественная деятельность есть только тень, которая воспроизводит средствами искусства все то, что воплотилось в конкретных формах реальностей. Но, по Платону, и сам видимый мир существует как тень скрытых сущностей. Следовательно, художественное произведение – это тень теней.
В античности же разрабатывалась теория катарсиса. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса. Гесиод: «Голос певца утоляет печаль растерзанного сердца».
Аристотель (384–322 до н. э.) разрабатывал теорию катарсиса как одного из важнейших компонентов искусства трагедии. Катарсис – это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. Теория катарсиса разрабатывается и в последующем развитии науки. (Лессинг: через переживание катарсиса человек способен укрепить себя и обрести некие новые силы устойчивости).
Античность обращается к определению таких понятий эстетики, как прекрасное, комическое, трагическое, возвышенное. Аристотель считал, что художественное – это осуществленное эстетическое; художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ явлений окружающего мира.
Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – выше правдоподобия. Она олицетворяет собой художественный смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Размышления о соотношении выразительных качеств действительности и искусства нашли воплощение в аристотелевской теории мимезиса (подражания). По мнению философа, правда художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого актуализирует связанную с ним память, рождает сопоставления. Вместе с тем творческая способность не сводится к копированию. Художник производит отбор явлений видимого мира, добывая невидимые смыслы. Необходимо множество набросков, черновиков, прежде чем он остановится на единственном решении. Итоговое решение зачастую представляет собой собирательный образ, в действительности в таком виде не существующий. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается выразительность произведения.
Аристотель одним из первых заметил, что, будучи перемещенными в сферу искусства, знакомые предметы и явления обнаруживают в себе новый смысл. Аристотель сравнивает познавательный потенциал истории и поэзии. Историк говорит о том, что было, в то время как поэт обладает возможностью говорить и о том, что может случиться. «Поэзия серьезнее и философичнее истории, поэзия говорит более об общем, история – о единичном».
Средневековье не оставило после себя специальных эстетических трактатов, отдельные взгляды рассыпаны по суммам – сводам знаний.
Фома Аквинский («Сумма теологии») пишет о незаинтересованном характере переживания прекрасного. Если при восприятии музыки или живописи мы ощущаем чувство одержимости или умиротворенности, то эти наши эстетические реакции представляют ценность уже сами по себе вне их возможной утилитарности.
Новое время выдвинуло ряд таких крупных теоретиков, как Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Действия составляют предмет поэзии, предметом живописи являются тела. Поэзия – временной вид искусства, живопись – пространственный.
Георг Фридрих Гегель (1770–1831). В трудах этого ученого мы сталкиваемся со стремлением представить целостное знание о всех аспектах существующего мира в рамках всеобъемлющей теоретической системы. «Все существующее истинно лишь постольку, поскольку оно является существованием абсолютной идеи» – такова исходная посылка гегелевской философии. Одно из важнейших свойств прекрасного состоит, по Гегелю, в том, что оно выступает как всеобщее понятие в чувственном образе (абсолютная идея в ее внешнем инобытии). Один из важнейших вопросов – вопрос о цели искусства. Гегель считал, что ошибка многих теорий заключается в том, что цель искусства ищут вне самого искусства. Вопрос о цели искусства не равнозначен вопросу о его пользе. Искусство может быть понято только исходя из себя самого.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое