logo
Введение в литературоведение

Рифма и строфа

По расположению строк:

  1. рифмы смежные (аавв);

  2. рифмы перекрестные (авав);

  3. опоясывающие (авва).

Максимальное значение (у) между рифмами может быть различным, но редко превышает 2–3 стиха. Из поэтов XIX века большими рифмованными интервалами пользовался Ф.И. Тютчев:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам,

Небесная – к земным сынам

С лазурной ясностью во взоре,

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Нагромождение рифм. Пример монотонии – Эдгар По «Амстердам», К. Бальмонт (5 рифм, а всего 26 стихов).

Внутренняя рифма: Струйки вьются, песни льются или:

Я загораюсь и горю,

Я порываюсь и парю.

Цезурная рифма. Но если два полустишия принять за два стиха, то речь пойдет о краевых рифмах.

Внутренние рифмы могут быть случайными и постоянными.

Случайные у Бальмонта: догорающий и тающий или: утонувшее – минувшее.

Кузмин: Сквозь высокую осоку

Серп серебряный блестит,

Ветерок, летя к востоку,

Вашей шалью шелестит.

В данном случае окончание рифмуется с внутренней частью слова.

Рифма как прием инструментовки часто используется в романтическом стиле:

В блестящих залах из коралла.

Это прием звукового воздействия в поэзии музыкального стиля:

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви…

Рифма есть звуковой повтор, и с этой точки зрения рифмы подразделяются на точные и неточные. Точная рифма предполагает акустическое тождество всех звуков стиха, начиная с последнего ударного. Точные: воля-доля, крик-поник, закованный-очарованный. Графическое тождество не обязательно (слово-здорова).

Рифмы неточные:

Диссонансы (несовпадение гласных): дом-дым.

Ассонансы, т. е. несоответствие согласных, они встречаются гораздо чаще:

  1. усечение (губ-берегу, лучи-приручить, утаить-свои, там-Христа, шаг-душа, мачт-трубач, стужи-кружев, гонит-кони);

  2. замещение (богатырь-пыль, гром-стон, смерчь-смерть, месяц-невесел, пепел-светел).

  3. выпадение (волк-он, гремит-винт);

  4. перестановка (облако-около, прискорбно-подробно).

Рифмы бывают простые и составные (тоскуя-пойду я; кто ты-дремоты; камня-близка мне; намотано-бьет оно; Цезаря-на детском лице заря; мадьяр усы-ярусы).

Также рифмы бывают богатые и бедные. Богатая рифма – это та, в которой есть добавочный элемент по сравнению с рифмой достаточной (обычно это опорный согласный предударного слога). Бедная: рая-тая; богатая: стая-блистая; чертах-мечтах.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4