Рифма и строфа
По расположению строк:
рифмы смежные (аавв);
рифмы перекрестные (авав);
опоясывающие (авва).
Максимальное значение (у) между рифмами может быть различным, но редко превышает 2–3 стиха. Из поэтов XIX века большими рифмованными интервалами пользовался Ф.И. Тютчев:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам,
Небесная – к земным сынам
С лазурной ясностью во взоре,
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
Нагромождение рифм. Пример монотонии – Эдгар По «Амстердам», К. Бальмонт (5 рифм, а всего 26 стихов).
Внутренняя рифма: Струйки вьются, песни льются или:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю.
Цезурная рифма. Но если два полустишия принять за два стиха, то речь пойдет о краевых рифмах.
Внутренние рифмы могут быть случайными и постоянными.
Случайные у Бальмонта: догорающий и тающий или: утонувшее – минувшее.
Кузмин: Сквозь высокую осоку
Серп серебряный блестит,
Ветерок, летя к востоку,
Вашей шалью шелестит.
В данном случае окончание рифмуется с внутренней частью слова.
Рифма как прием инструментовки часто используется в романтическом стиле:
В блестящих залах из коралла.
Это прием звукового воздействия в поэзии музыкального стиля:
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви…
Рифма есть звуковой повтор, и с этой точки зрения рифмы подразделяются на точные и неточные. Точная рифма предполагает акустическое тождество всех звуков стиха, начиная с последнего ударного. Точные: воля-доля, крик-поник, закованный-очарованный. Графическое тождество не обязательно (слово-здорова).
Рифмы неточные:
Диссонансы (несовпадение гласных): дом-дым.
Ассонансы, т. е. несоответствие согласных, они встречаются гораздо чаще:
усечение (губ-берегу, лучи-приручить, утаить-свои, там-Христа, шаг-душа, мачт-трубач, стужи-кружев, гонит-кони);
замещение (богатырь-пыль, гром-стон, смерчь-смерть, месяц-невесел, пепел-светел).
выпадение (волк-он, гремит-винт);
перестановка (облако-около, прискорбно-подробно).
Рифмы бывают простые и составные (тоскуя-пойду я; кто ты-дремоты; камня-близка мне; намотано-бьет оно; Цезаря-на детском лице заря; мадьяр усы-ярусы).
Также рифмы бывают богатые и бедные. Богатая рифма – это та, в которой есть добавочный элемент по сравнению с рифмой достаточной (обычно это опорный согласный предударного слога). Бедная: рая-тая; богатая: стая-блистая; чертах-мечтах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое