Сюжет и фабула Композиция
Что такое композиция? Это построение, организация литературного произведения, художественно целесообразное расположение его частей и элементов. Можно говорить о композиции сюжета, композиции образного содержания. Существует понятие внешней композиции (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей, строф и т.д. В широком смыле можно выделить несколько уровней композиции: 1) композиция отдельных образов, сцен, эпизодов и пр.; 2) композиция речевая (смена способов художественного изложения, элементы динамического повествования, статического описания, характеристика действующих лиц, портрет, диалог, монолог, полилог персонажей, поток сознания, письмо, авторские ремарки, лирические отступления и т.д.), 3) синтаксическая, 4) звуковая и пр. Следует отметить зависимость композиции от объекта изображения и субъекта выражения или от реальной закономерности изображаемой действительности, художественного метода и стиля, идейно-эстетического замысла, жанровой специфики произведения. Можно разграничивать прямую и сложную композиции произведения. Существуют различные способы сюжетного построения (инверсия элементов сюжета, задержка действия, предварения, отступления, вводные эпизоды, умолчания). Эпический и драматический способы развития действия предполагают разные типы построения. Если речь заходит о лирике, то следует говорить об определяющей роли движения лирической темы, которая определяет стихотворный и речевой строй. Симметрия либо значимые ее нарушения – это все особенности композиции. В лирическом произведении существует зависимость от изобразительно-выразительных средств поэтического языка. Все уровни композиционного построения произведения образуют системное единство.
Композиция сюжета – соотношение элементов сюжета (инверсия, задержка, значимое отсутствие).
Композиция образного строя – соотношение образного строя в целом. Построение отдельных образов (персонажей, авторского сознания), деталей и др.
Композиция – смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления. В поэтическом тексте мы выделяет композицию тематическую, синтаксическую и звуковую.
«Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли; она контролирует художественность во всех сочленениях и общем плане. Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на нее очень похожа, ее цель расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» (П. Палиевский «Художественное произведение» // Теория литературы. В 3 т. С. 425).
Л.Н.Толстой: Из произведения искусства «нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения».
Архитектоника – это внешняя композиция – соотношение целого и составляющих его компонентов: глав, томов, частей, строф, словесных масс и т.д.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Программа курса
- Состав науки о литературе, основные и вспомогательные Дисциплины
- Текстология и атрибуция
- Историография литературоведения
- Литературоведение в России
- Академические школы в литературоведении
- Сущность и специфика искусства: история вопроса
- Сущность и специфика искусства. Литература в ряду других искусств
- Искусство и наука
- Литература и другие виды искусства
- Литература и живопись
- Литература и музыка
- Специфика словесного образа
- Типы художественной образности
- Форма и содержание
- Лексические ресурсы языка
- Стилистические фигуры
- Особенности поэтической речи
- Тема и идея Тематика
- Идея художественного произведения
- Сюжет и фабула Композиция
- Структура произведения
- Литературный герой
- Литературный герой как персонаж
- Персонаж, не являющийся героем
- Персонаж-характер
- Стих и проза
- Рифма и ее виды
- Рифма и строфа
- Термины ритмической организации стиха
- История русского стихосложения
- А. Белый как основоположник учения о ритме
- Художественный метод и стиль
- Направление, течение, школа
- Художественные направления как составляющие литературного процесса
- Драматические жанры
- Эпические жанры
- Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры
- Исторический принцип классификации лирики:
- Стиховедческие термины
- Трагическое